Своевольное признание

Воля и своеволие

Своевольное признание

Воля и своеволие – это чувства человека, которые отличаются тем, что воля всегда привязана к конкретной цели, целям, а своеволие её может и не иметь вовсе. Сила своеволия, в отличие от силы воли, определяется не желанием достичь конкретных целей, а страстью утвердить всюду свой собственный смысл.

И в этой страсти своеволие безгранично, хотя и непостоянно.
«Наше своеволие таково, что
Добейся оно всего на свете,
Ему и этого будет мало. Но
Стоит от него отказаться – и мы
Полны довольства». Б.

Паскаль Чувство своеволия потому так и называется, что для него нет ограничений, а те, что претендуют на это, условны и временны. Сила или слабость воли всегда конкретна, а сила своеволия – в его непредсказуемости, неопределимости, неоднозначности.

Силу воли, хотя и в определенных рамках, человек может самостоятельно воспитывать, усиливать для достижения своих целей. Управлять своеволием очень трудно, а при определенных условиях и невозможно ввиду непредсказуемости силы этого чувства и отсутствия привязанности его к определенной цели.

Однако своеволие хоть как-то, но ограничивают различные ощущения конкретной личности, нравы, господствующие в народе, нации, государстве, социальной среде. Общество, как может, постоянно дополняет это ограничение все новыми и новыми социальными законами, регулирующими поведение людей.

Но, несмотря ни на какие ограничения, порывы своеволия в обществе могут достигать «заоблачных высот» и устремляться даже туда, где его может остановить или гибель человека, или его разум. Однако для того, чтобы разуму это было по плечу, он должен обладать определенной культурой мышления.

Разум, не познавший свою природу, фундаментальную связь со своим своеволием, обладает громадной разрушительной силой, неуправляем и может приносить только страдание как его носителю, так и его окружению, социальной среде. Когда своеволец, не понимающий природы своего своеволия, не может утвердить в чем-то своего смысла или просто добиться цели, он впадает в неистовство, бесовство.

И тут неважно, какая цель поставлена: мировое господство, перестройка общества по демократическому или коммунистическому принципу, богатство, всё что угодно. Надеясь выиграть в карточной или биржевой игре, своеволец пускает по ветру своё и чужое, всё до последней «нитки». По этой же причине становится уголовником, убийцей и зачастую за это расплачивается тюрьмой, а то и жизнью.

Своеволец способен уничтожать всё и всех, кто ему мешает, и, прежде всего, самого себя. Разрушение и самоуничтожение – неизбежные следствия своеволия, которое просыпается в человеке, не владеющего культурой своего мышления, разума. Он способен потерять чувство реальности, непрерывно взвинчивая себя мыслью, что ему всё доступно, и он всё может.

Своевольный человек, даже не задумывающийся о культуре своего мышления, и общество, которое ему потакает в этом, не желают считаться с реальностью и не видят её. В искаженном своеволием воображении они пытаются переделывать реальность на свой лад и не способны поверить, что она иная.

«Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить,
что пожелают, а я буду делать, что пожелаю».
Фридрих Великий

Или вот еще один образец своеволия, который мало чем отличается от первого.
«Решать в нашей стране должен народ, а народ- это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы – партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?».
Из речи Н.С.Хрущева на встрече с представителями интеллигенции

Подобных высказываний можно привести массу. Они принадлежат самым разным временам, известным персонажам различных стран и народов. Но интерес представляют не эти «слова, слова …».

Важно то, что масштаб своеволия не равномерно, но возрастает очень давно и всюду, следуя за глобализацией социальной среды, которая формируется без должной культуры мышления.

В результате, каким бы путем ни шло развитие цивилизации с учетом национальных и иных особенностей, можно спрогнозировать один результат – её деградацию и гибель.

Ни те страны, которые кичатся достигнутым уровнем демократии и уровнем жизни её граждан, ни те, которые нахлебались её отсутствием и нищетой, не могут рассчитывать пока на иной исход. А объяснение этому, в конечном счете, одно – низкая культура мышления, застывшая в своем развитии.

В такой социальной среде периодически возникают условия для кризиса – «отката» культуры мышления к примитиву. Причем глобализация социальной среды делает этот «откат» более затяжным и заметным, а человеку всё сложнее изменить культуру своего мышления выше «средней», обращенной только назад, в прошлое.

Это приводит к тому, что культура мышления, хотя и разная у всех по форме, но по своим возможностям сдерживать своеволие – очень низкая, а то и просто убогая. Все последствия такого, теперь уже глобального усреднения культуры мышления предсказать трудно, но важно понимать, что если люди не освоят новые возможности для повышения своей культуры мышления, то в очередной раз превратятся в подданных «царства» своеволия. А затем и в исполнителей чужой, чуждой им воли, которая до поры до времени никому конкретно не принадлежит, а значит, её как бы и не существует.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cdc2105b6338200b2cf5a7a/volia-i-svoevolie-5d282af246f4ff00ad88d490

История отечественного государства и права

Своевольное признание

⇐ Развитие права при Петре I

Петр I делил все преступления на государственные и «партикулярные» (частные), обосновав в специальном указе повышенную опасность первых, вредящих всему государству, и меньшую вторых, затрагивающих интересы группы лиц или одного лица.

Государственные преступления наказывались особо жестоко, чаще всего смертной казнью, и потому в 1722 г. Петр I предписал, чтобы за них гражданские лица отвечали наравне с военными.

Таким образом, сфера действия норм Воинского артикула была шире, ввиду того что они применялись не только к военнослужащим, но и к гражданскому населению. Это практиковалось и в ответственности за иные преступления.

Все преступления данного времени условно можно разделить на три группы:

  • посягательства на основы феодального строя (включая религиозные преступления);
  • воинские преступления;
  • общеуголовные преступления.

Каждую из этих групп преступлений, в свою очередь, можно разделить на определенные виды, получившие закрепление в указанных выше памятниках права.

Воинский артикул структурно делится на 24 главы и 209 статей (артикулов), включает много толкований, поясняющих артикулы, расширяющих их действие, либо смягчающих наказания.

В Соборном уложении 1649 г. под преступлением понималось ослушание воли царя.

В Воинском артикуле под преступлением понимается не только формальный акт нарушения государевой воли, но и любой акт, причиняющий вред государству, посягающий на «государственный интерес».

По законодательству Петра I преступным считается не только то, что запрещено законами, но все то, что вредно для государства, это видно из Указа от 24 декабря 1714 г., которым в российское законодательство впервые был введен термин «преступление».

Преступлениями признавались и самоубийства, и дуэли, поскольку они нарушали государственные интересы в сфере службы, а также неуплата налогов.

Серьезными нарушителями «интересов государственных» считались лица, уклонявшиеся от службы. Тяжким преступлением было взяточничество. Большое внимание уделялось преступлениям против службы, особенно военной.

До Петра I в законодательстве почти не различалась ответственность в зависимости от виновности, в основном придерживались позиций объективного вменения. В петровском законодательстве уделено большое внимание институту вины.

Умышленные преступления наказывались строже, чем неосторожные. Жены и дети несли ответственность вместе с мужьями и вместо них. Отягчающим обстоятельством было пьянство.

Точный возраст уголовной ответственности не был установлен, но за кражу наказание умалялось, «ежели вор будет младенец».

В «Кратком изображении процессов или судебных тяжб» говорится, что «младенец или которые 15 лет не имеют», относятся к числу негодных свидетелей и не могут быть приняты во внимание в суде.

Законодательство Петра I значительно ограничивает по сравнению с Соборным уложением право необходимой обороны и телесной неприкосновенности (арт. 156). Только в виде исключения разрешалось убить ночного вора, ворвавшегося в дом (толкование к арт. 185).

Превышение необходимой обороны влекло взыскание (штраф) или тюремное заключение «по рассуждению судейскому». Наказуем был и голый умысел.

Институт соучастия предусматривал: зачинщиков (исполнителей), подстрекателей, пособников, а также недоносителей и попустителей.

Основными видами преступлений являлись:

  • против веры и церкви (глава 1); богохульство наказывалось прожжением языка и отсечением головы;
  • государственные преступления — деяния против его величества (арт. 18—20), которые влекли четвертование;
  • переписка с неприятелем, бунт или всякое возмущение; наказывались также смертной казнью (арт. 133—137);
  • преступления против жизни — убийство и самоубийство (арт. 154-164);
  • преступление против чести — клевета словесная и письменная (пасквиль) (арт. 149—151);
  • преступления имущественные, среди которых выделяется квалифицированная кража, т.е. церковная (арт. 186), во время наводнения, пожара, из военных хранилищ, у своего господина (арт. 189-192).

Целью наказания в это время все более становится устрашение. Смертная казнь предусмотрена в 122 случаях. Смертная казнь делилась следующим образом:

  • простая — повешение, отсечение головы, расстрел (аркебузирование); последний рассматривался как почетный вид;
  • квалифицированная — четвертование, колесование, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, повешение за ребро.

Новым наказанием стала ссылка на каторжные работы; вечная и временная (на три года или десять лет). Вместе с преступниками наказывались и члены их семей. Назначалась и пожизненная ссылка — приговоренный к ней лишатся политических, семейно-брачных и имущественных прав.

Многочисленными были телесные наказания. Широко применялись конфискация имущества, штраф и вычет из жалования.

Имелись и позорящие наказания: удар по щеке, осуществляемый палачом, прибитие имени на виселице, раздевание женщины донага. Серьезным наказанием было шельмование — лишение чести и прав, что ставило человека вне закона.

Уменьшали вину такие обстоятельства: совершение кражи малолетним или голодным (толкование к арт. 195), добровольное возвращение из бегов солдата (арт. 96), совершение преступления из легкомыслия (арт. 6).

Судопроизводство. Петр I пытался отделить суд от административных органов, хотя и не вполне последовательно. Обострение классовой борьбы отразилось и в судебном процессе. Указ от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок…

о свидетелях, о наказании лжесвидетелей и о подлинных делах» заменил состязательный процесс следственным, «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» в основном регулировало военно-уголовный процесс, в котором производство распадалось на предварительное — допрос (фергер) и судебное разбирательство (кригсрехт). Этот акт дополнял розыскной процесс с его характерными чертами: активность суда, значение письменности в судопроизводстве; резкое ограничение прав обвиняемого. Широко применялись пытки и действовала формальная система доказательств, при которой сила доказательства заранее определялась законом. «Краткое изображение процессов…» делило все доказательства на четыре группы:

  1. через своевольное признание;
  2. через свидетелей;
  3. через письменные доносы;
  4. через присягу.

Четко разграничивались гражданский и военный суд.

В ст. 5 главы I определялось подсудность судов, глава II «О процессе или тяжбе» давала общее определение судебного процесса, классифицировала его виды, определяла его стадии и регулировала вопрос о судебном представительстве.

Впервые вводится важный юридический термин «адвокат». Правовое положение его не отличалось от положения представителя стороны по Уложению.

Упростилась система свидетельских показаний. Законодатель указывал условия, при которых они могли быть совершенными доказательствами, перечислялись категории людей «негодных» и «презираемых», которые не допускались к свидетельствованию.

Было введено правило о допросе свидетелей судьей поодиночке в присутствии тяжущихся, запрещалось давать свидетельские показания по слухам. В толковании арт. 154 впервые указывается на экспертизу, которая предусматривается для определения причины смерти, т.е.

вводится новое следственное действие.

После представления и рассмотрения доказательств суд переходил к постановлению приговора. Если между судьями не было достигнуто единогласие, то приговор выносился согласно мнению большинства. Приговор излагался письменно и подписывался всеми членами суда, после чего объявлялся челобитчику или ответчику.

Указ «О форме суда» 1723 г. внес ряд новых положений в процессуальное законодательство, частично ввел состязательность. Закон различал два вида челобитчиков: истец в гражданском процессе и доноситель в уголовном.

Статьей 3 Указа запрещалось возбуждать встречный иск или встречное обвинение до окончания судебного следствия по основному делу. Арестованные ответчики содержались за счет истца. Статья 3 вводила институт доверенности.

Указ «О форме суда», как и предыдущие, не предусматривал еще таких стадий процесса, как прения сторон и заключительного слова подсудимого. Приговор выносился по отдельным пунктам обвинения, а не общий для всего дела. Этим Указом в большинстве судов устанавливалась единая форма процесса.

Вместе с тем на дела о государственных преступлениях правила состязательности не распространялись, они касались лишь партикулярных дел.

Источник: https://isfic.info/rushis/statem38.htm

Алкоголизм и своеволие

Своевольное признание

Люди с химической зависимостью – это своевольные люди. Это мнение не основано на догадке. Оно основано на твердом доказательстве и изучении. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы.

Они не могут видеть самых себя, как это видят другие (со стороны). Например, один исследователь сообщил, что общая структура характера, которая лучше всего может быть описана, как своевольная личность присуща алкоголикам. “Я хочу то, что я хочу и когда я этого хочу”.

И психиатры, которые активно работали с алкоголиками пишут:

“Внутренне, в душе, алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, есть (и должен быть) хозяином своей судьбы.

Он будет драться до конца, чтобы сохранить эту позицию.” Это эгоцентричность и самодовольство. Это действительно трагедия химически зависимых людей: слишком много алкоголиков борются до конца.

Они умирают. Почему? Потому что они отказываются осознавать новые идеи и способы, которые можно использовать. Потому, что они остаются в заблуждении. Они продолжают верить во что-то ложное, как в правду.

Например, когда их жизни разрушены (в руинах), они говорят: “Я буду управлять собой, я справлюсь”. Или, не смотря на сокрушающие обстоятельства, они говорят: “Я могу бросить пить в любое время, когда (или как только) я захочу”.

Они говорят или думают :”Если в этот раз я смогу сдержаться, то я буду способен бросить пить подобно другим”.

Может быть это звучит странно, но именно из-за своеволия и закрытого мышления, алкоголики не могут достичь выздоровления и больше, чем по какой-либо другой причине.

Их неудача в выздоровлении лежит в “презрении еще до исследования” – установке. В соответствии с “Анонимными алкоголиками”, до тех пор, пока алкоголики не освободятся от их старых идей и не примут новые, нет надежды на их выздоровление. “Некоторые из нас пытались держаться наших старых идей и результат был “нуль” до тех пор, пока мы не освободились окончательно” (“Анонимные алкоголики”).

“Те, кто не выздоравливает – это люди, которые не могут или совершенно не желают сами подарить (дать) себе эту простую программу” (“Анонимные алкоголики”).

Но если своеволие может мешать (препятствовать) выздоровлению и даже вести к смерти, то, наверное, это стоит того, чтобы потратить некоторое время на то, чтобы изучить этот вопрос и обнаружить, как избавиться от этого. Так что же такое своеволие, каково определение?

В словаре СВОЕВОЛИЕ определяется как “склонность к сопротивлению” или “презрение (неуважение) к противоположному”. Для наших целей мы будем использовать следующее определение: “Своеволие – это презрение или сопротивление любым идеям, которые не согласуются с нашими собственными”.

Давайте проясним это. Когда Вы что-то делаете для меня, то, что я считаю нужным и должным, то все хорошо, все о'кей. Но если Вы пытаетесь сделать что-то, с чем я не согласен, то берегитесь!

Например, каждый алкоголик согласен с тем, что делает доктор, когда помогает им выжить во время запоя (когда он сам не может остановиться), но после, только стоит доктору заговорить с алкоголиком о его пристрастии, о зависимости, вырастает стена защиты, немедленное сопротивление.

Некоторые химически зависимые люди могут думать, что они не являются таковыми, т.к. они совершенно не понимают, что есть больше, чем один способ, как выражать своеволие.

1) Своеволие не всегда выражается открыто, так же как гнев не всегда выражается физически.

Это действительно может вызвать усмешку, что некоторые люди считают, что они контролируют свой гнев только потому, что они кого-либо не бьют.

Их гнев, хотя и не выражается физически, но проявляется каким-либо образом: что-то происходит внутри (накипает) и в сердце алкоголика поселяется злость и враждебность.

2) Нет, существует много способов, как быть своевольными, и алкоголики, все равно, знают они о них или нет, искусны в каждом из способов. Давайте рассмотрим некоторые типы своеволия (активное и пассивное):

АКТИВНОЕ СВОЕВОЛИЕ выражается открыто в агрессивном поведении, в умысле принести вред (ущерб) тому, у кого противоположный взгляд.

Люди, которые практикуют своеволие таким образом, делают это по двум причинам: или они не могут контролировать себя, или они не хотят контролировать себя.

Такие своевольные люди выражают свои враждебные чувства открыто: они применяют физическую силу, они оскорбляют своих оппонентов, они ведут себя таким образом, что разрушают себя и других.

Говоря в общем, они пытаются уничтожить идеи, которые не сочетаются с их собственными. Принося вред людям, которые придерживаются этих идей, иногда даже лишают их жизни.

(Например, те кто распял ИИСУСА, практиковали активное своеволие) или в наше время: террористические акты против Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, а также покушение на Рональда Рейгана. Первые два были убиты теми, кто был не согласен с ними.

Это активное своеволие прямое, открытое и, обычно, с применением силы.

ПАССИВНОЕ СВОЕВОЛИЕ Мы говорим о пассивном своеволии, когда враждебность выражается не в прямой форме. Люди, практикующие это, обычно поступают так, потому что боятся соглашаться открыто со своими опасениями.

Они используют не директивные, “трусоватые” методы: делают недовольную гримасу (надувают губы), откладывают выражение своего несогласия со дня на день, мешкают с этим; они рационализируют, плохо делают свою работу; постоянно отрицают свои истинные чувства. Такие люди играют во множество игр.

Теперь, когда вы понимаете, что такое пассивное своеволие (а это очень важно), давайте рассмотрим некоторые из игр:

а)”непрямое убийство” – одна из тех, в которых мы пытаемся разрушить человека, с которым мы не согласны. Эта игра использует сплетничание, критицизм, иносказание (перефразирование), вырывание цитат, клевету и многое другое, что унижает оппонента:

б) другая игра – “неделание”, когда человек публично слушает новые идеи и притворяется, делает вид, что соглашается с ними, но никогда не собирается применять их на практике.

Пример: Человек посещает АА, на собрании пылко и горячо говорит о 3-м шаге, но сам никогда не делает этого шага и имеет совсем слабые намерения его сделать.

Другой пример: Человек, который говорит о том, что хочет выздороветь и говорит об этом без конца, но при этом отказывается использовать принципы выздоровления.

в) следующая игра – “интеллектуализирование” – это, когда мы пытаемся поставить наших оппонентов в затруднительное положение, задавая бесконечную серию гипотетических и неотвечаемых вопросов, которые никак не связаны с реальностью.

г) “откладывание дел” (мешкание – игра, в которой мы откладываем дела, о которых мы говорили, что сделаем.

д) игра в “религию”, в которой мы принимаем религиозные убеждения, которые мы никогда не использовали или вырываем цитаты из библии, чтобы дискредитировать тех, с кем мы не согласны.

е) игра “выискивание недостатков”, в которой мы пытаемся обратить чье-либо внимание, указать на дефекты оппонента и т.о. избегаем даже того, чтобы взглянуть на сами (их) идеи.

ж) игра “в неспособность (неумелость)”, когда мы слабо выполняем работу на нашей службе и в нашей программе выздоровления, т.к. у нас ужасная, болезненная обида на тех, кто нами руководит.

з) игра “в созависимость”, в которой мы возлагаем всецело ответственность за наши жизни на того, с кем мы не согласны. И когда мы терпим неудачу, это не наша ошибка и не наша вина. Это их, и наши провалы доказывают, что те люди неправы.

и) игра “я пытался, но это не сработало”: которая хорошо знакома членам АА и тем, кто вовлечен в другие программы выздоровления.

В этой игре алкоголик ходит на собрания АА и бормочет молитву вместе со всеми, но не делает никаких попыток (усилий) практиковать эту программу, а иногда даже и не пытается прекратить потребление.

Тем не менее они громко объявляют, что программа выздоровления не работает.

Существует множество игр пассивного своеволия, и мы бы могли назвать и другие, если бы у нас было на это время. Алкоголики склонны выражать своеволие пассивным способом, исключая те моменты, когда они находятся под влиянием алкоголя (под “мухой”). Пьяные, они могут вести себя агрессивно открыто, потому что алкоголь уменьшает страх последствий.

Сдерживание (запреты) снижены. Чаще, однако, алкоголики оказывают своеволие (и тем бросают вызов другим), играя в игры, которые мы только что обозначили, они строят недовольные гримасы, надувают губы, откладывают дела, притворяются, что у них депрессия, сплетничают, критикуют, делают вид, что не слышат и т.д.

Они так обычно поступают потому, что боятся последствий.

Какой бы тип своеволия не использовался, это имеет одну окончательную цель – избежать сделать что-то каким-либо другим путем, чем их собственный.

←предыдущая страница содержание следующая страница→

Источник: https://nvcentr.ru/books/svoevolie/6926/

Своеволие – это что такое? Значение, определение и толкование

Своевольное признание

Своеволие – это замечательное слово. И прекрасно оно тем, что в теме про его значения и синонимы можно обсудить более глубокие вопросы человеческого существования: о судьбе, свободе и несвободе, потому что без них толковать термин «своеволие» затруднительно.

Значение

Повод-то у нас замечательный, а вот слово по своему содержанию не слишком хорошее. Это не мы придумали, это нам поведал словарь. У понятия «своеволие» два значения:

  1. Характерная черта человека поступать так, как диктуют ему страсти, желания, даже если это противоречит обычаям, законам и мнению окружающих. Наверное, последнее стоит поставить на первое место. Хрестоматийным примером своеволия может служить образ Старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
  2. Поведение, которое продиктовано этой самой чертой. Например, начальник на работе заставляет петь всех хором, даже тех, у кого нет слуха и голоса.

Своеволие – это стремление, которое рождается из силы желаний. Наверное, неплохо чего-то страстно хотеть, но проблема человека, ослепленного желанием, в том, что он не отдает себе отчета в существовании как внешней, так и внутренней реальности.

Другими словами, с одной стороны, есть объективная социальная и физическая действительность, а с другой стороны, природные или развитые способности человека.

Например, если бы старуха из сказки поняла, что, когда она получила корыто, ей уже крупно повезло, то итогового краха не случилось бы, а так… Что и говорить, многих из нас губит жадность и еще убеждение в том, что источник благ будет всегда. Наверное, поэтому Старуха из сказки Пушкина – это архетип.

Перед тем как перейти к синонимам, можно вполне дать ответ на вопрос о том, что такое своеволие, определение будет следующим. Своеволие – склонность человека подчиняться своим страстям и желаниям, идти наперекор общественному мнению и здравому смыслу, иногда даже с риском для жизни.

Синонимы

Пока нет слов-замен для «своеволия», то не очень ясно значение. Не волнуйтесь, языковые аналоги не заставят себя ждать. Вот они:

  • самодурство;
  • произвол;
  • самовластие;
  • упрямство;

Словарь не оставляет надежд нашему герою. Если смотреть только на синонимы к слову «своеволие», сомнений быть не может – явление это однозначно дурное. Вердикт обжалованию не подлежит. К счастью, реальность сложнее определений. Переходим к толкованию термина.

Целеустремленность и своеволие

В действительности отличить разумный волевой акт от неразумного крайне сложно. Представим, что люди лезут в гору. Один потому, что поспорил с друзьями, а другой, чтобы побить мировой рекорд по скоростному подъему. Второго общество похвалит, люди скажут: «Молодец! Целеустремленный!» Первому же достанется в награду только грубое слово «самодур». Заметим, что действие одно и то же.

Значит, своеволие – это вопрос, прежде всего, мотивации и отсутствия или наличия определенной общественной санкции, то есть ради спортивных достижений можно на гору лазить, а вот просто так, из прихоти – нельзя. А ведь человек довольно красиво смотрится на вершине горы, не верите? Посмотрите на фото.

Почему бы не покорить вершину ради эстетики? Общество против такого бессмысленного риска самим собой.

Известна точка зрения о том, что свобода – это что-то такое доброе, светлое, предполагающее границу и рамки разумного. Своеволие – это, наоборот, что-то темное, страшное, бурлящее, родом из хаоса. У нас получается неосознанно почти ницшеанское противостояние апполонистического и дионистического начала.

И тут неожиданно появляется подпольный человек со своей знаменитой истиной: выше всего человек ставит самостоятельное хотение.

А значит, даже если ему укажут правильный путь и, более того, он сам прекрасно понимает, что прислушаться к совету было бы разумнее, тем не менее человек отринет всякую мораль и этические резоны ради сладости своеволия. Хотел того или нет Федор Михайлович, но он дал определенный канон свободы по-русски.

Наш человек жаждет свободы без всяких оков, необходимость ограничений для самовластия осознает только европеец. Толкование слова «своеволие» не может быть простым, слишком многое с ним связано в судьбе России.

Любовь ломает преграды. «Ромео и Джульетта»

Иррациональность человека ужасает многих, а любовь – это ее первый представитель. Когда люди думают о чем-то таком неутилитарном, то сразу ассоциативно всплывает безумие страсти как пример.

Естественно, что значение слова «своеволие» без любви никак не может обойтись. Зачем сходить с проторенной дороги, возьмем Шекспира, одну из самых его знаменитых трагедий – «Ромео и Джульетта». Конечно, оба подростка чинили своеволие.

Да влюбленные поступили глупо, но разве вражда семей, опосредованно лишившая юношу и девушку жизни, не такое же безрассудство само по себе? И только после стольких смертей, старшее поколение осознало, как далеко зашла вражда.

Поэтому своеволие столько угодно может считаться плохим словом, но иногда сам феномен ломает преграды и рамки, которым уже давно было пора отправиться в архив.

«Отважное сердце» и еще один пример продуктивного своеволия

Замечательный фильм Мела Гибсона, вышедший на экраны в далеком 1995 году, является символом свободолюбия, а битва за независимость Шотландии, согласно кинокартине, началась с акта неповиновения, своеволия Уильяма Уоллеса. Герой не захотел делить свою жену с английским аристократом. Хотя подчинялись все, а Уоллес вот решил бунтовать. Потом восстание трансформировалось из личного в общественное и привело в итоге к независимости Шотландии.

О чем говорит пример? О том, что словарь не всегда прав, а жизнь сложна и многообразна. Наедине с этой глубокой мыслью мы и оставляем читателя. Свою же задачу мы выполнили: рассмотрели значение, синонимы к слову «своеволие» и подобрали к нему иллюстрации.

Источник: https://FB.ru/article/313210/svoevolie---eto-chto-takoe-znachenie-opredelenie-i-tolkovanie

Свое­во­лие

Своевольное признание

***

Своево́лие — 1) склон­ность решать и дей­ство­вать, руко­вод­ству­ясь соб­ствен­ным разу­ме­нием, соб­ствен­ной волей; 2) обу­слов­лен­ные этой склон­но­стью: реше­ние, дей­ствие, пове­де­ние; 3) пре­не­бре­же­ние чужой волей (жела­нием, реко­мен­да­цией, тре­бо­ва­нием и т. п.); 4) то же, что само­чин­ство.

Cвое­во­лие — то же, что свое­воль­ство: чрез­мер­ное стрем­ле­ние или склон­ность дей­ство­вать по своему про­из­во­ле­нию; помыслы и поступки, сви­де­тель­ству­ю­щие о такой склон­но­сти. Свое­во­лие может быть обу­слов­лено: гор­до­стью, само­мне­нием, жесто­ко­сер­дием, эго­из­мом, упрям­ством, чван­ством и само­дур­ством, вли­я­нием падших духов.

Свое­воль­ных людей не сле­дует путать с людьми силь­ной воли. Так, если о первых свя­щен­но­пи­са­тели отзы­ва­ются в нега­тив­ном ключе (Суд. 9:4; 2Пет. 2:10), то о вторых — в зави­си­мо­сти от того, с чем именно свя­зано и на что обра­щено их про­из­во­ле­ние.

Воля — спо­соб­ность чело­века дей­ство­вать в направ­ле­нии постав­лен­ных целей, созна­тельно управ­лять своими дей­стви­ями, пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия для дости­же­ния целей. Но она — и дар Божий, одна из харак­тер­ней­ших черт образа Божия в чело­веке.

Про­яв­ле­ние воли часто зави­сит от сер­деч­ного порыва. Силь­ная воля, ори­ен­ти­ро­ван­ная на Добро, может слу­жить знаком внут­рен­ней чистоты, при­част­но­сти Богу и Божьего води­тель­ства.

Ведь не без­воль­ными же были такие вели­кие пра­вед­ники как Моисей; царь Давид; Божьи про­роки, апо­столы, испо­вед­ники, муче­ники.

Несмотря на то, что наши про­ше­ния и мольбы отра­жают наши соб­ствен­ные про­из­во­ле­ния, едва ли мы согре­шим против Истины, если скажем, что лейт­мо­тив всех бого­угод­ных молитв сво­дится к тор­же­ству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Не слу­чайно, предо­став­ляя нам обра­зец хри­сти­ан­ской молитвы, Гос­подь Иисус Хри­стос запо­ве­до­вал про­сить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

В нрав­ствен­ном отно­ше­нии свое­во­лие интер­пре­ти­ру­ется как грех по при­чине пред­по­чте­ния чело­ве­ком своей воли (вместо) Боже­ствен­ной.

Стало быть, в стро­гом зна­че­нии слова свое­воль­ный — не тот, кто спо­со­бен на реши­тель­ные поступки, а тот, кто созна­тельно или из при­хоти нала­гает на себя узы непо­слу­ша­ния Богу.

Такое рас­по­ло­же­ние воли ведёт к само­уго­жде­нию и, как резуль­тат, к вечной поги­бели: чем больше чело­век утвер­жда­ется в свое­во­лии, тем больше отда­ля­ется от Вла­дыки владык, лиша­ется бла­го­дат­ного покрова и вязнет в объ­я­тиях демо­ни­че­ских сил.

Про­ве­рен­ным сред­ством борьбы со свое­во­лием явля­ется послу­ша­ние. В наи­бо­лее резком выра­же­нии послу­ша­ние сопо­став­ля­ется с остав­ле­нием или отсе­че­нием соб­ствен­ной воли.

«Оставь волю свою позади себя, — настав­ляет по этому поводу Вар­са­ну­фий Вели­кий, — и сми­ряйся в тече­ние всей твоей жизни, и спа­сешься… Кто умрет в сми­ре­нии и послу­ша­нии, тот спа­са­ется Хри­стом» (Пре­по­доб­ных отцов Вар­са­ну­фия и Иоанна ответы на вопросы уче­ни­ков, отв. 61, 588 ).

Однако послу­ша­ние послу­ша­нию — рознь. В древ­но­сти послу­ша­ние встре­ча­лось в рабо­вла­дель­че­ских обще­ствах, а ныне — в тота­ли­тар­ных рели­ги­оз­ных общи­нах, кри­ми­наль­ных сооб­ще­ствах. Но это не слу­жило и не служит зало­гом спа­се­ния.

Под отсе­че­нием воли через послу­ша­ние сле­дует разу­меть не подав­ле­ние воли как спо­соб­но­сти стре­миться к каким-либо целям вообще, а отсе­че­ние воли гре­хов­ной и самост­ной. Духо­нос­ный и бого­муд­рый настав­ник знает, в чём состоит воля Божья и что для послуш­ника лучше.

Поэтому можно ска­зать, что вве­ря­ясь воле хоро­шего духов­ника, послуш­ник вве­ря­ется Богу. Совсем другое дело, если в каче­стве душе­спа­си­тель­ного настав­ника выби­ра­ется недо­стой­ный чело­век.

В этом случае резуль­тат может ока­заться тра­гич­ным: «если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

«Надо напе­ред удо­сто­ве­риться в пра­во­мыс­лии и в опыт­но­сти старца, — сиг­на­ли­зи­ро­вал Анто­ний Вели­кий, — и тогда уже дове­ряться его слову и бес­пре­ко­словно при­ни­мать его советы… Надобно смот­реть, — гово­рил он, — на то, что пове­ле­ва­ется.

Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с запо­ве­дями Гос­пода нашего, — прими то с покор­но­стью и ста­райся соблю­дать, да испол­нится и в нас слово апо­стола: пови­нуй­теся друг другу в страхе Божии (Гал. 5:13; Еф. 5:21).

Напро­тив, если кто укажет тебе что, про­тив­ное Боже­ствен­ным запо­ве­дям, то скажи даю­щему настав­ле­ние: аще пра­ведно есть тебя слу­шать паче нежели Бога? (Деян. 4:19)» (Изре­че­ния пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого. Руко­во­ди­тели рев­но­сти).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник под­твер­дил эту мысль: «Когда мы, в наме­ре­нии и разуме сми­рен­но­муд­рия, желаем поко­рить себя ради Гос­пода, и без сомне­ния вве­рить спа­се­ние наше иному; то еще прежде вступ­ле­ния нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь про­ни­ца­тель­но­сти и рас­суж­де­ния, должны рас­смат­ри­вать, испы­ты­вать и, так ска­зать, иску­сить сего корм­чего, чтобы не попасть нам вместо корм­чего на про­стого гребца, вместо врача на боль­ного, вместо бес­страст­ного на чело­века, обла­да­е­мого страстьми, вместо при­стани в пучину, и таким обра­зом не найти гото­вой поги­бели» (Преп. Иоанн Лествич­ник. Лествица, воз­во­дя­щая на Небо. О бла­жен­ном и прис­но­па­мят­ном послу­ша­нии).

***

См. ПОСЛУ­ША­НИЕ.

Источник: https://azbyka.ru/svoevolie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.