Система арбитражных судов состоит из звеньев

Содержание

Система арбитражных судов в РФ. Полномочия каждого ее звена и их структурных подразделений | Арбитражный процесс | Шпоры для каждого!

Система арбитражных судов состоит из звеньев

Являясь судебными органами хозяйственной юрисдикции, арбитражные суды наряду с КС и общими судами входят в судебную систему РФ и составляют ее федеральный уровень.

В то же время арбитражные суды образуют самостоятельную и во многом самобытную, систему федеральных судов (ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Система федеральных арбитражных судов организационно и функционально независима от других федеральных судов (КС и общих судов).

По Закону 1991 г. существовала двухзвенная система арбитражных судов: ВАС; арбитражные суды субъектов РФ (областные, краевые, республик, входящих в состав РФ, автономных республик и областей). В 1995 г. система арбитражных судов была дополнена еще одним звеном, занимающим промежуточное положение между ВАС и арбитражными судами субъектов РФ — федеральные арбитражные суды округов.

С учетом изменений, внесенных ФКЗ от 4 июля 2003 г.

, система федеральных арбитражных судов пополнилась звеном апелляционных судов и в настоящее время представляет собой внутренне единую и определенным образом организованную совокупность арбитражных судов, состоящую из четырех звеньев: ВАС; федеральных арбитражных судов округов (кассационных арбитражных судов); апелляционных арбитражных судов; арбитражных судов субъектов РФ. Функционально такая система обеспечивает не только разрешение дела по существу, но и пересмотр состоявшихся судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядках.

Согласно «К» РФ и ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.

1995 №1-ФКЗ арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению РФ (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также РФ, субъекта РФ, государственных органов, органов МСУ и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно, субъекты РФ не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в РФ» и «Об арбитражных судах в РФ», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

1) арбитражные суды субъектов РФ (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С. -Петербурга), являющиеся судами первой инстанции;

2) 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ.

Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции;

4) Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственным арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории РФ

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов РФ.

Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов РФ — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа.

Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверки законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции.

Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов РФ — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции.

Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов РФ в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

  • Президиума;
  • Судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений.

Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов РФ, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т.е. без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. N 12).

Согласно ст. 128 «К» РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в РФ».

Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы:

а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ.

Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.

На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:

  • изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;
  • давать разъяснения по вопросам судебной практики;
  • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;
  • вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе, в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).

Основная задача судопроизводства в арбитражных судах — это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.

Функции арбитражных судов следующие:

а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. осуществление экономического правосудия;

б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;

в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности.

Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа — Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения.

Источник: http://www.shpora.su/sistema-arbitrazhnyx-sudov-v-rf-polnomochiya-kazhdogo-ee-zvena-i-ix-strukturnyx-podrazdelenij/

Система арбитражных судов

Система арбитражных судов состоит из звеньев

Согласно ст.3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» систему арбитражных судов в РФ составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– арбитражные апелляционные суды;

– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

1) Арбитражные суды субъектов РФ. Первым низшим звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» именует их арбитражными судами субъектов РФ.

Арбитражные суды субъектов РФ создаются и действуют по территориальному принципу – в одном субъекте РФ действует один арбитражный суд.

Тем не менее Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» допускает, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд и, наоборот, на территории одного субъекта может действовать несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции все арбитражные дела, подведомственные арбитражным судам (кроме дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ), а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается его аппаратом, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда.

В состав аппарата арбитражного суда входят:

– отдел делопроизводства (канцелярия суда), подразделениями которой являются экспедиция (специалисты, получающие корреспонденцию из отделений связи, от граждан, организаций и отправляющие исходящую корреспонденцию) и группа регистрации (специалисты, получающие документы из экспедиции и регистрирующие их в базе данных автоматизированной информационной системы);

– архив суда и заведующий архивом, который именуется архивариусом;

– специалисты судебного состава – работники суда, исполняющие обязанности по ведению делопроизводства в судебных коллегиях, составах, а также у конкретных судей;

– помощники судей, на которых возлагаются обязанности по оказанию помощи судье в подготовке и организации судебного процесса;

– секретари судебных заседаний, главной обязанностью которых является ведение протоколов судебных заседаний.

В апелляционных арбитражных судах и федеральных арбитражных судах округов состав аппарата аналогичен вышеописанному.

2) Арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Кроме того, они пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно ст.33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» на территории России должны действовать 20 таких судов, по 2 на каждый судебный округ.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено в системе арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В Российской Федерации действуют 10 таких судов.

Федеральные арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Источник: https://studopedia.ru/2_8625_sistema-arbitrazhnih-sudov.html

Арбитражные суды – функции и полномочия в решении споров

Система арбитражных судов состоит из звеньев

Арбитражное производство служит для урегулирования различных споров между хозяйствующими субъектами, к нему прибегают в тех случаях, когда юридические и физические лица не могут договориться между собой самостоятельно.

Что представляет собой арбитражный суд

Неотъемлемой частью Единой системы судопроизводства России выступает арбитражный суд. К сфере его компетенции относятся коммерческие споры, иные дела, связанные с деятельностью экономических субъектов.

Появление такого судебного органа обусловлено необходимостью выделения судебных дел, связанных с хозяйственными и имущественными вопросами, благодаря их специфике, отличной от других областей права.

История создания

Исторически первым судебным органом, занимающийся исключительно вопросами экономической деятельности, стал коммерческий суд, учрежденный в 1832 году 14 мая. Он появился во времена царствования императрицы Анны Иоанновны и являлся частью проводимых ей экономических и внутриполитических реформ.

Судебный институт специализировался на торговых спорах, а также делах о банкротстве. Отделения суда располагались в городах, их компетенция распространялась на жителей и на приезжих, находящихся в пределах городской территории.

Просуществовал коммерческий суд вплоть до 1917 года, когда был упразднен вместе с другими учреждениями императорской России.

Несмотря на то что в СССР исчезли коммерческие отношения, оказалось, что споры хозяйственных объектов происходят даже в социалистической экономике. Поэтому в 1931 г. появился Государственный арбитраж.

Для разбирательств в отдельных ведомствах одновременно с государственным появился ведомственный арбитраж.

Орган быстро показал свою нужность и в дальнейшем непрерывно совершенствовался, прекратив функционирование вместе с распадом Советского Союза в 1991 году.

В постсоветской Российской Федерации арбитражный суд снова появился в 1995 году после принятия закона № 1-ФКЗ. С этой даты началось развитие современного института арбитражного производства, основанного на мировых стандартах и приспособленного к условиям рыночных отношений.

Инстанции, существующие в арбитражном суде и их функции

В нашей стране предусмотрено четыре инстанции рассмотрения исков.

Задача первой инстанции заключается в принятии жалоб заявителей, действующих в хозяйственной области. Продолжительность арбитражного производства составляет 3 месяца. Рассмотрев дело, судья оглашает решение.

Это может быть полное или частичное удовлетворение требований, поступивших от истца, либо отказ. Действующим судебное решение становится через 1 месяц. За это время истец и ответчик имеют право обжаловать вынесенное решение.

Для этого должно быть подано соответствующая жалоба и необходимые документы в адрес апелляционного суда.

Задача всех остальных инстанций заключается в проверке решений первичных арбитражных судов по жалобе заявителей.

Таких инстанций три: апелляционная, кассационная и Высший арбитражный суд.

Область деятельности арбитражных судов в РФ

Полномочия арбитражного суда определены достаточно четко. К их компетенции относятся следующие виды споров:

  • возникшие между хозяйствующими субъектами, как правило, о неисполнении или ненадлежащем выполнении указанных в договоре обязательств;
  • оспаривание решений госорганов, чаще всего речь идет о возвращении неправильно насчитанных налогов, штрафов, пеней и т. п.;
  • признание банкротами предприятий или отдельных граждан;
  • другие дела, перечисленные в статьях 27, 30–32 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Система арбитражных судов

Структура судебного арбитража в Российской Федерации четырехуровневая.

Нижняя первая инстанция состоит из органов, сформированных в отдельных федеральных субъектах. Они включают 81 суд в каждой из областей, республик, краев и других субъектах государства.

Апелляция — это следующая ступень арбитража. Она занимается выявлением соответствия законам постановлений судов первичного уровня. Судьи повторно оценивают доказательства, которые рассматривал суд первой инстанции. В случае появления новых доказательств они также приобщаются к делу.

В свою очередь, апелляционное решение может быть оспорено в третьей ступени арбитража — кассационном суде. Таких органов в стране насчитывается 10 — по одному на судебный округ. Функция суда кассационной инстанции — проверка предыдущих решений на применение процессуальных норм. Срок подачи жалобы ограничен двумя месяцами со срока вступления в силу постановления предыдущего суда.

Последней и самой высшей инстанцией арбитражного судопроизводства является надзорная. Ей выступает Верховный Суд РФ. Он также занимается судебным надзором за арбитражными судами всех нижестоящих инстанций.

Участники арбитражного процесса, функции адвоката

Особенность арбитражного производства в том, что субъектами дел могут быть как физические лица, так и юридические.

В рассмотрении дела участвуют истец совместно с ответчиком. Кроме них также присутствует заявитель и прокурор. В ходе слушаний при необходимости могут привлекаться свидетели, эксперты, переводчики, а также различные специалисты и другие участники.

Роль адвоката в рассмотрении дела очень важно. Он осуществляет функции представителя, составляет правовое заключение, выстраивает позицию ответчика или истца в суде, составляет судебные документы, подает жалобы.

Что должен содержать иск в арбитражный суд

иска отражено в статье 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В документе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование судебного органа, куда подается иск;
  • кто и на кого подает иск, должны быть указаны полные наименования компаний или Ф. И. О. граждан, контакты;
  • перечень требований, предъявляемых ответчику (в обязательном порядке требования должны быть подтверждены ссылками на законодательные акты и другие нормы права);
  • перечень обстоятельств, являющихся основанием для требований;
  • указание на меры, которые предпринимались до подачи заявления;
  • список документов, прилагаемых к исковому требованию.

К иску прилагается квитанция, подтверждающая уплату госпошлины, соответствующей виду дела и сумме заявленного иска. Размер пошлины также зависит от того, является ли заявитель физическим или юридическими лицом. Конкретная величина указана в статье 333.21 Налогового кодекса РФ.

Чем заканчивается производство по делу

Рассмотрение дела заканчивается либо удовлетворением иска, либо отказом. И первое, и второе возможное решение могут быть в полном объеме иска или в частичном.

Судья зачитывает вынесенное решение, а также оглашает определение по вопросу судебных расходов, в какой доле они будут делиться между сторонами спора.

Обжалование решения арбитражного суда

К обжалованию прибегают в том случае, если истец или ответчик не согласны с решением суда. Они имеют право подать жалобу в апелляционном или кассационном порядке, а также обратиться в высшую инстанцию — Верховный Суд. Главное условие — соблюдение сроков подачи жалобы и правильное ее оформление.

Право на обращение в вышестоящие суды имеют не только непосредственные участники процесса. Правопреемник юридического лица, ранее не участвовавший в разбирательстве, также может обжаловать судебное решение.

Решение суда вступает в силу не сразу, а через 30 дней. В течение этого срока обе стороны могут подать жалобу в суд апелляционной инстанции. При вынесении решения в упрощенном порядке оно исполняется немедленно, а срок обжалования сокращается до 15 дней.

Кассационная жалоба подается уже после вступления судебного решения в законную силу. Срок подачи ограничен двумя месяцами. Документы следует подавать в адрес суда, решение которого оспаривается. На передачу их в кассацию законом отводится 3 дня.

Сроки обращения в Верховный суд также ограничены двумя месяцами с момента вступления в силу обжалуемого решения.

Когда возможен пересмотр дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

  • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

  • отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
  • признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
  • определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства (п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ, см. текст в предыдущей редакции);
  • установление или изменение федеральным законом оснований признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.

Исполнение решения арбитражного суда

Ответчик обязан выполнить решение в течение установленного периода времени после его вступления в силу. В ряде случаев решения обязаны выполняться немедленно. В основном к ним относятся иски по оспариванию действий либо бездействия госорганов и случаи применения ненормативных актов. Полный перечень таких случаев указан в статье 182 АПК РФ.

Если исполнение решения не произойдет в установленный срок, то истец должен получить на руки исполнительный лист. В этом случае обязанность по взысканию возлагается на судебных приставов, которые возбуждают исполнительное производство. В ходе его на имущество и банковские счета, принадлежащие ответчику, налагается арест.

В случае бездействия судебного пристава, приводящего к затягиванию взыскания, истец имеет право обжаловать действия должностного лица. Жалоба подается руководителю пристава, либо непосредственно в суд, вынесший постановление.

Источник: https://msk-legal.ru/news/arbitrazhnye-sudy-i-ih-funkczii-pri-reshenii-sporov/

Звенья судебной системы

Система арбитражных судов состоит из звеньев

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом полномочий. Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, называют звеньями судебной системы.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

1. основное звено — районные, городские суды, гарнизон­ные военные суды;

2. среднее звено — 21 верховный суд республик, 10 краевых судов, 45 областных судов, 2 суда городов федерального значе­ния, 1 суд автономной области, 4 суда автономных округов, окружные (флотские) военные суды;

3. высшее звено — Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Система федеральных арбитражных судов включает:

1. основное звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

2. среднее звено — арбитражные апелляционные суды, фе­деральные арбитражные суды округов;

3. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Система федеральных судов конституционной юрисдикции включает только одно-единственное звено — Конституцион­ный Суд РФ.

Таким образом, судебная система Российской Федерации отличается ступенчатостью звеньев. В основном подсистемы федеральной судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, определяемой государственно-административным делением Российской Федерации.

Исключение составляют фе­деральные суды конституционной юрисдикции, так как имеют одно высшее звено, а также федеральные арбитражные суды, так как не имеют строгой привязанности к административно-территориальному устройству страны.

Суды субъектов РФ не образуют указанных или аналогичных звеньев.

Помимо деления судов на звенья судебной системы, опре­деляющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции.

Под судебной инстанцией понимается стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.

Различают: суды первой инстанции, суды второй (кассаци­онной) и суды надзорной инстанции. Выделяется и самостоя­тельная апелляционная инстанция.

Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему соответствующего судебного решения. В качестве суда первой инстанции могут выступать почти все суды в пределах предо­ставленных им законом полномочий. Не являются судами пер­вой инстанции арбитражные апелляционные суды, федераль­ные арбитражные суды округов.

Судом второй (кассационной) инстанции называют суд, рас­сматривающий дело по кассационной жалобе или кассацион­ному представлению на решения суда первой инстанции.

Он проверяет законность и обоснованность не вступившего в за­конную силу решения суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам.

В Рос­сийской Федерации, по общему правилу, кассационной ин­станцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется.

В системе судов общей юрисдикции и военных судов в этом качестве выступают все суды, кроме судов основного звена.

В частности, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду, окружной (флотский) военный суд — по отношению к гарнизонному военному суду.

Та­ким образом, один и тот же суд, как правило, одновременно является судом первой инстанции для одной и второй инстан­ции для другой категории дел.

В системе арбитражных судов функции кассационной ин­станции выполняют федеральные арбитражные суды округов, специально созданные для проверки законности судебных ак­тов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

Судом надзорной (исключительной) инстанции называют суд, проверяющий по надзорной жалобе или надзорному представ­лению законность и обоснованность вступивших в законную силу решений судов первой инстанции, а также решений суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции. Данная инстанция необходима для исправления допущенных судебных ошибок и, таким образом, защиты прав и свобод граждан.

В системе судов общей юрисдикции надзорной инстанцией могут выступать президиумы судов среднего звена, а также су­дебные коллегии и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов — президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; в арбитражных судах — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судом апелляционной инстанции называют суд, рассматри­вающий по запросам управомоченных лиц не вступившее в за­конную силу решение суда первой инстанции.

В апелляци­онной инстанции по имеющимся и дополнительно представ­ленным доказательствам дело рассматривается повторно и в полном объеме. Это является основным отличием апелля­ционной инстанции от кассационной.

Судами апелляционной инстанции выступают районный (городской) суд по отноше­нию к мировым судьям, арбитражный апелляционный суд по отношению к арбитражному суду субъекта РФ.

Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела, а также применения материальных и процессуальных норм права.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции.

Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказатель­ства по делу.

Под понятиями «вышестоящий суд», «вышестоящая инстан­ция» принято понимать суды или их структурные подразделе­ния, занимающие более высокую ступень в иерархии судов и относящиеся к судебному звену более высокого уровня. В частности, областной суд является непосредственно выше­стоящей инстанцией по отношению к районному (городскому) суду.

Под понятием «высшая судебная инстанция» принято пони­мать суды, отнесенные Конституцией РФ к высшим органам судебной системы Российской Федерации, а именно: Консти­туционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитраж­ный Суд РФ.

Согласно ст. 17 ФКЗ «О судебной системе РФ» Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральном законом порядке органы судейского сообщества.

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет Судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом (ст. 29 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Органы судейского сообщества конкретизированы в ст. 17 Закона РФ «О статусе судей в РФ». Кроме Всероссийского съезда судей, к ним относятся:

– собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

– съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими советы судей.

Органы судейского сообщества:

обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

– рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

– представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

– избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

Квалификационные коллегии судей (ККС) избираются для рассмотрения вопросов: отбора кандидатов на должность судьи; приостановления или прекращения полномочий судьи; прекращения отставки судьи; обеспечения неприкосновенности судьи; проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

Создаются Высшая ККС и ККС судей Верховного Суда РФ, ККС судей субъектов РФ, ККС судей военных округов и флотов, ККС Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов. Порядок организации и деятельности, а также полномочия Высшей и иных ККС определяются положением о ККС, утверждаемым Государственной Думой (ст.

18 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в редакции от 21 июня 1995 г.).В настоящее время действует Положение о ККС, утвержденное постановлением прежнего федерального законодательного органа – Верховного Совета РФ 13 мая 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 16 июня 1997 г.

Этим же постановлением утверждено Положение о квалификационной аттестации судей.

Следует отметить также, что в РФ, помимо судов, входящих в судебную систему РФ, действуют третейские суды, рассматривающие споры, возникшие из гражданских правоотношений.

Третейские суды имеют иную юридическую природу по сравнению с судами, входящими в судебную систему РФ. Они не являются органами государственной власти и не осуществляют правосудие. Часть третейских судов являются постоянно действующими.

Они создаются негосударственными организациями – торговыми палатами, биржами, иными коммерческими организациями.

Другая часть третейских судов создается по соглашению сторон гражданско-правового спора из представителей нейтральных, не заинтересованных в деле, организаций.

Источник: https://studopedia.su/8_27293_zvenya-sudebnoy-sistemi.html

Арбитражные суды в РФ: система, структура, полномочия | Студент-Сервис

Система арбитражных судов состоит из звеньев

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Арбитражные суды – это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1- ФКЗ “О судебной системе в Российской Федерации” относят арбитражные суды к федеральным судам.

На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.

Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами “О судебной системе в Российской Федерации” и “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов РФ).

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Состав Высшего Арбитражного Суда РФ:

  • Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав федерального арбитражного суда округа:

  • президиум федерального арбитражного суда округа;
  • судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав арбитражного апелляционного суда:

  • президиум арбитражного апелляционного суда;
  • судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

https://www.youtube.com/watch?v=qCIAoQWNa1E

В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Постоянные судебные присутствия могут быть образованы по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в арбитражных судах субъектов РФ или арбитражных апелляционных судах РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых этими судами в отдельных местностях.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта РФ вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”).

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ.

Полномочия арбитражных судов.

В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в

арбитражном    процессуальном    законодательстве.    Для    осуществления    этих    задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд

РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий:

  • является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции;
  • рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  • осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  • решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  • обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;
  • по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РФ.

Полномочия нижестоящих арбитражных судов можно разделить на 2 группы:

  • свойственные только арбитражным судам определенного уровня;
  • свойственные всем арбитражным судам.

Рассмотрим более подробно указанные группы полномочий:

  • полномочия, свойственные только арбитражным судам определенного уровня:
  • Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
  • Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • Арбитражный суд субъекта РФ: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

полномочия, свойственные всем арбитражным судам:

  • разрешают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры;
  • пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;
  • изучают и обобщают судебную практику;
  • подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • ведут статистический    учет    и    анализируют    судебную    статистику    своей деятельности;
  • осуществляют международные связи в установленном порядке.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/arbitrazhnye-sudy-v-rf-sistema-struktura-polnomochiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.