Профилактическая деятельность эксперта товароведа

Экспертная профилактика как одна из форм судебно-экспертной деятельности

Профилактическая деятельность эксперта товароведа

Достаточно высокий уровень криминализации различных сфер жизнедеятельности современного общества требует преобразований в системе профилактических мер, проводимых правоохранительными органами, органами государственного управления, общественными организациями. Использование специальных экспертных знаний наряду с другими формами профилактической деятельности позволяет значительно усилить предупреждение, выявление, расследование и раскрытие преступлений.

Профилактическая деятельность судебных экспертов выражается в изучении и выявлении причин и условий, способствующих совершению общественно опасных деяний.

Существуют мнения, что данные криминалистической профилактики могут быть использованы и для успешной профилактической работы по гражданским и некоторым административным делам.

Несомненно, расширение возможностей использования экспертизы в административном процессе способствовало бы повышению эффективности профилактической деятельности.

Область применения криминалистической техники переросла границы уголовного процесса. Технико-криминалистические средства, приемы и методики широко применяются при проведении различных профилактических мероприятий в оперативно-розыскной деятельности. К помощи специалистов в области судебной экспертизы обращаются представители иных областей знаний.

Следует отметить, что в основном задачи профилактики правонарушений по средствам использования экспертных знаний возложены на сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД, ФСБ, ФСНК России и научно-исследовательских лабораторий, институтов судебной экспертизы.

Тем не менее не следует отказываться от взаимодействия с негосударственными судебно-экспертными учреждениями и независимыми экспертами, если даже такое сотрудничество будет затрагивать не все аспекты профилактической деятельности.

В целом это позволит охватить более широкую сферу общественных отношений, где требуется производство судебных экспертиз, что в конечном счете будет способствовать увеличению выявляемых обстоятельств, сопутствующих различного рода неправомерным деяниям.

Судебно-экспертная профилактика может выражаться как в процессуальной, так и непроцессуальной форме.

Процессуальная форма предполагает участие экспертов в выявлении обстоятельств, способствующих совершению преступления.

Эту деятельность судебные эксперты осуществляют в процессе участия в качестве специалистов при производстве следственных и иных процессуальных действий, а также по заданию инициатора назначения экспертиз и исследований или в порядке проявления экспертной инициативы.

В этих случаях судебный эксперт предлагает свои соображения по интересующим следствие вопросам либо при проведении экспертного исследования устанавливает факты, выходящие за рамки вопросов, обозначенных в постановлении о назначении судебной экспертизы.

Если судебный эксперт выясняет, что представленные ему для исследования материалы позволяют решить вопросы профилактического характера, которые не обозначены в постановлении, определении о назначении экспертизы, целесообразно проинформировать об этом инициатора ее назначения. Если инициатор согласен с выводами эксперта, он может предоставить эксперту новые документы (материалы), сообщить дополнительные данные или внести новые вопросы в постановление о назначении экспертизы [1].

Дополнительные сведения, выявленные экспертными методами, можно оформить в качестве примечаний в заключении эксперта. Если по тактическим соображениям такие сведения нецелесообразно добавлять в текст заключения, то результаты исследования можно описать в сопроводительном отношении к экспертному заключению [2].

Профилактические рекомендации, разработанные в процессе производства экспертизы, следует направлять только назначавшему экспертизу органу (лицу). Такие рекомендации являются частью экспертного заключения, поэтому они обязательно должны оцениваться органом (лицом), назначившим экспертизу, в совокупности с другими материалами дела [3].

Непроцессуальная форма профилактической деятельности обусловлена тем, что она и ее виды прямо не предусмотрены законом, а регламентируются, как правило, ведомственными нормативными актами.

Необходимо выделить общие направления непроцессуальной профилактической деятельности судебных экспертов.

На наш взгляд, к ним относятся: справочно-консультативная деятельность; обобщения экспертной практики; разработка профилактических предложений; проведение научно-практических исследований по проблемам профилактики правонарушений; правовая пропаганда с использованием как средств массовой информации, так и выступлений непосредственно перед населением; проведение занятий и семинаров с определенной категорией должностных лиц (например, с банковскими служащими, нотариусами, работниками органов социального обеспечения по вопросам распространения поддельных документов).

На способы повышения качества и эффективности судебно-экспертной профилактики указывали И.Я. Фридман, Е.И. Зуев, Г.П. Аринушкин, Г.Г. Габуния, Л.И. Слепнева, Н.Л. Гранат и др. [4].

Для того чтобы экспертная профилактика была действительно эффективна, необходимо:

  1. расширить практику назначения экспертиз во всех случаях, когда нужны специальные знания в науке, технике, искусстве или ремесле, с учетом доступности экспертизы не только для правоохранительных органов, но и любых физических и юридических лиц;
  2. изменить структуру экспертного заключения за счет сокращения или исключения исследовательской части, которая в настоящее время, по существу, никем не оценивается в силу своего специального характера, а может служить пособием для всех желающих научиться подделкам и иным фальсификациям [5];
  3. информировать руководителей заинтересованных органов о разработанных профилактических рекомендациях и мерах, принятых по их внедрению в случаях, если некоторые профилактические рекомендации, разработанные на основе анализа и обобщения следственной и экспертной практики, а также изучения применения оперативными подразделениями криминалистических средств и методов, могут представлять интерес и для других служб [6];
  4. обеспечить организацию совместной разработки предложений профилактического характера (например, по применению криминалистических приемов осмотра документов в деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения, контрольно-ревизионных органов);
  5. установить «обратную связь», чтобы следователь (оперативный работник и др.), ответственный за проведение соответствующих мероприятий, информировал судебного эксперта об использовании результатов их профилактических рекомендаций. Такая информация психологически поощряет инициативу эксперта, укрепляет взаимодействие служб [7].

По каждому уголовному, административному, гражданскому делу существуют пределы исследования. Задача установления причин конкретного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, не может подменяться задачей установления иных обстоятельств профилактического характера, которые к их числу не относятся.

Основная же проблема судебно-экспертной профилактики, по нашему мнению, состоит в недостаточном законодательном урегулировании. Эта форма экспертной деятельности по-прежнему остается факультативной и зависит от профессиональных качеств судебного эксперта, чувства гражданского долга и т.п.

Возможно, следовало бы внести в закон «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» ряд норм, раскрывающих понятие судебно- экспертной профилактики и обязывающих выявлять причины и условия непреступных общественно опасных событий, являющихся предметом расследования и судебного разбирательства.

Список литературы

Источник: https://expguild.com/articles/ekspertnaya-profilaktika-kak-odna-iz-form-sudebno-ekspertnoy-deyatelnosti/

Судебно-товароведческая экспертиза

Профилактическая деятельность эксперта товароведа

31 января 2018 в 16:55

Услуга по проведению товароведческой экспертизы (независимая или иначе досудебная, судебная), которая необходима в случае спора покупателя (потребителя) и продавца о причинах возникновения недостатков в товаре, на сегодняшний день востребована ввиду значительного наличия некачественных товаров и услуг на рынке Российской Федерации.

А по причине того, что экспертная деятельность в области товароведения не подлежит лицензированию, экспертные услуги в области товароведения не подлежат сертификации, аккредитация негосударственных экспертов-товароведов не предусмотрена, а единственное требование к негосударственному эксперту-товароведу — это обладание специальными знаниями в области товароведения и экспертизы качества товаров, подтвержденными документом об образовании, возросло количество организаций, оказывающих такого рода экспертизу.

Следует отметить, что определенные требования к уровню (содержанию) такого образования отсутствуют.

И, как следствие, зачастую, обладание сотрудниками экспертных организаций специальными знаниями, проводящих такого рода экспертизу, подтверждается документом о прохождении краткосрочных курсов (содержание которых связано с большей правовой основой судебной товароведческой экспертизы и меньшей, посвящена лишь основам товароведения), либо документом о прохождении добровольной сертификации в различных системах в дополнение к различным уровням и направленности их базового образования.

Судебно-товароведческие экспертизы: ошибки

Практическое изучение и анализ заключений экспертов по проведенным ранее независимым товароведческим экспертизам (которые используются в качестве доказательства в гражданском судебном процессе) в ходе проведения судебно-товароведческих экспертиз по гражданским делам, а также заключений экспертов по проведенным ранее судебным товароведческим экспертизам в ходе проведения повторных судебно-товароведческих экспертиз по гражданским делам, позволяют говорить о нередко встречающихся ошибках.

Это и ошибки в использовании методических материалов (использование в процессе исследований недействующих ГОСТов, неучет требований действующих технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС), ошибки в исследовательских частях заключений и орфографические ошибки.

Поэтому в целях совершенствования соблюдения принципа процессуальной экономии в гражданских делах, а иногда и несправедливых решений суда в гражданских делах, основанных в том числе и на заключениях независимых экспертов в качестве доказательств, крайне необходим отбор (посредством предъявления к квалификации судебного эксперта, проводящего судебно-товароведческие экспертизы по гражданским делам) при привлечении в проведении судебно-товароведческих экспертиз в гражданских делах по следующим критериям:- высшее образование в области товароведения и экспертизы товаров;

– минимальный (3-5 лет) опыт работы в области товароведения и экспертизы товаров.

Вышеперечисленные показатели полноценны и достаточны, чтобы охарактеризовать наличие у эксперта-товароведа теоретических и практических знаний (системное «товароведческое» мышление), умений и навыков, так необходимых при проведении судебных товароведческих экспертиз по гражданским делам.

Сагдатшин Риаз Саматович, эксперт-товаровед
Центр независимой оценки и экспертизы, город Набережные Челны Республики Татарстан

Далее по теме:

Судебно-экологическая экспертиза: понятие и задачи

Автоэкспертиза

Технические и юридические аспекты приобретения автомобиля и проведения экспертиз, связанных с выявлением причин неисправностей ТС…

12 сентября 2014 в 11:58

Услуга по проведению товароведческой экспертизы (независимая или иначе досудебная, судебная), которая необходима в случае спора покупателя (потребителя) и продавца о причинах возникновения недостатков в товаре, на сегодняшний день востребована ввиду значительного наличия некачественных товаров и услуг на рынке Российской Федерации.

А по причине того, что экспертная деятельность в области товароведения не подлежит лицензированию, экспертные услуги в области товароведения не подлежат сертификации, аккредитация негосударственных экспертов-товароведов не предусмотрена, а единственное требование к негосударственному эксперту-товароведу — это обладание специальными знаниями в области товароведения и экспертизы качества товаров, подтвержденными документом об образовании, возросло количество организаций, оказывающих такого рода экспертизу.

Следует отметить, что определенные требования к уровню (содержанию) такого образования отсутствуют.

И, как следствие, зачастую, обладание сотрудниками экспертных организаций специальными знаниями, проводящих такого рода экспертизу, подтверждается документом о прохождении краткосрочных курсов (содержание которых связано с большей правовой основой судебной товароведческой экспертизы и меньшей, посвящена лишь основам товароведения), либо документом о прохождении добровольной сертификации в различных системах в дополнение к различным уровням и направленности их базового образования.

Профилактическая деятельность судебного эксперта

Профилактическая деятельность эксперта товароведа

Экспертная профилактика — это деятельность, направленная на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления (правонарушения), и разработку мер по их устранению.

Она осуществляется:

· при производстве экспертизы по конкретному уголовному (гражданскому) делу, делу об административном правонарушении;

· на основе обобщения экспертной, следственной и судебной практики.

Проблемы судебно-экспертной профилактики начали рассматриваться в научной литературе в начале 60-х гг. XX в. Исследованиями в этой сфере занимались такие ученые, как В. П. Колмаков, И. Я. Фридман, Ю. Г. Корухов, В. Ф. Зудин, И. А. Алиев и др.

Теория экспертной профилактики возникла на базе дискуссии о криминалистической профилактике, развернувшейся на страницах печати. Первым затронул эту проблему В. П. Колмаков в 1961 г., высказав мысль о необходимости выделения криминалистической профилактики в самостоятельную теорию. Дальнейшее развитие данное учение получило в работах И. Я.

Фридмана и других ученых. Необходимость формирования теории экспертной профилактики впервые обосновал И. А.

Алиев, который определил ее принципы и функции, содержание и структуру, закономерности построения частной теории экспертной профилактики, сформулировал понятие ее предмета, самой экспертной профилактики и экспертно-профилактической деятельности, показал организацию экспертной профилактики по структурно-функциональному принципу, ее взаимодействие с иными видами профилактической деятельности.

Р. С.

Белкин так высказывался по данной проблеме: «Если применительно к криминалистике не следует вести речь о некоей теории криминалистической профилактики, то в контексте общей теории судебной экспертизы, объектом которой служит практическая экспертная деятельность, такая частная теория имеет, на наш взгляд, право на существование, поскольку отражает самостоятельное и к тому же весьма существенное направление экспертной практики, которое с полным правом можно назвать экспертной профилактикой».

Следует различать профилактическую деятельность эксперта и экспертного учреждения. Кроме того, принято выделять процессуальную и непроцессуальную формы экспертно-профилактической деятельности.

В процессуальной форме эксперт выполняет свою профилактическую функцию в двух направлениях:

· во-первых, участвуя в следственных действиях в качестве специалиста;

· во-вторых, при производстве экспертиз.

В первом направлении эта функция реализуется в ходе таких следственных действий, как осмотр места происшествия и следственный эксперимент. Например, в ходе осмотра специалист может установить, что способствовало проникновению преступника в помещение с целью кражи (конструкция замка, запирающих устройств и др.), иные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Эксперт, используя свои специальные знания, действует на основе полномочий, которые определяются процессуальным законодательством.

Установив обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения, эксперт указывает на них в своем заключении.

При производстве экспертиз он может выявить такие обстоятельства как по заданию следователя, так и по собственной инициативе.

В последнем случае эксперт информирует об этом следователя, который может ему предоставить дополнительные материалы или внести в постановление новые вопросы.

Возможности эксперта в разработке профилактических предложений ограничены пределами специальных знаний и материалами, предоставляемыми на экспертизу по конкретному делу.

Следователи и суды располагают более широкими возможностями и полномочиями, чем эксперт.

Выявленные в ходе экспертного исследования причины и условия, способствовавшие совершению преступления, эксперт должен изложить в своем заключении.

Роль профилактической деятельности можно проиллюстрировать совершенствованием средств защиты ценных бумаг, а также бланков документов.

Эксперты, исследуя фальсифицированные денежные билеты, ценные бумаги, удостоверения на право вождения автомобилей, трудовые книжки, выявляли способы подделки и информировали о них соответствующие полиграфические предприятия, которые в свою очередь предпринимали меры по совершенствованию средств защиты этих объектов.

Для непроцессуальной формы экспертной профилактики характерны:

– справочно-консультационная деятельность;

– профилактическая деятельность в ходе налогового или таможенного контроля;

– обобщение и анализ экспертной практики;

– изучение и обобщение практики применения криминалистических средств и методов;

– проведение теоретических и экспериментальных исследований;

– проведение занятий с должностными лицами соответствующих министерств, ведомств с целью обучения способам распознавания противоправных фактов;

– участие в профилактических мероприятиях.

Более подробно профилактическая деятельность экспертов — работников государственных экспертных учреждений регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами.

Так, Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ регламентируется профилактическая деятельность сотрудников ЭКП органов внутренних дел (п. 44).

В частности, в случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу.

Основные принципы профилактической судебно-экспертной деятельности:

– плановость;

– обеспечение контроля за осуществлением профилактических мероприятий;

– налаживание взаимодействия ЭКП со следственными и оперативными службами при осуществлении профилактической деятельности;

– целесообразность и приемлемость (прежде всего с экономической точки зрения) профилактических рекомендаций и предложений.

Сегодня в рамках экспертной деятельности могут решаться следующие задачи предупреждения правонарушений:

· разработка приемов и методов выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;

· выявление объектов профилактического воздействия в рамках экспертной деятельности;

· определение комплекса наиболее оптимальных мер профилактического воздействия.

Технические средства и приемы, а также организационные мероприятия профилактического характера разрабатываются экспертами на основе накопленного практического опыта и специальных знаний.

Основными направлениями развития частной теории экспертной профилактики являются: разработка методов экспертного прогнозирования; определение актуальных направлений экспертного прогнозирования; разработка научных основ методик прогнозирования различных областей судебно-экспертного знания.

Тема 2. Понятие и классификация судебных экспертиз. Экспертизы, назначаемые по делам о пожарах

Учебные вопросы

2.1. Судебная экспертиза. Участие эксперта в судопроизводстве

2.2. Классификация судебных экспертиз.

2.3.Специальные знания пожарно-технического эксперта. Пожарно-техническая экспертиза

ВВЕДЕНИЕ

В процессе раскрытия и расследования преступлении и при судебном разбирательстве постоянно возникает необходимость решения вопросов, требующих профессиональных знаний в различных отраслях науки, техники, искусства и ремесла. В таких случаях следователи, судьи обращаются к лицам, располагающим такими знаниями, именуемыми специальными.

Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и простого житейского опыта, приобретаемые в процессе профессиональной деятельности в той или иной области науки, техники, искусства, ремесел, основанные на теоретических, базовых положениях соответствующих областей знаний и подкрепленные полученными в ходе специального обучения или первичной деятельности навыками.

Источник: https://infopedia.su/5x2e52.html

Товароведческая экспертиза

Профилактическая деятельность эксперта товароведа

ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

(судебно-товароведческая экспертиза)

При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел часто возникает необходимость в применении специальных познаний в области товароведения, то есть в судебно-товароведческой экспертизе.

 Кроме уголовных дел товароведческие экспертизы проводятся в случаях разногласий между получателем и поставщиком в определении качества товара в рамках Федерального закона РФ от 7 “О защите прав потребителей”.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), обязаны провести экспертизу товара за свой счет, а потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В ряде случаев заказчиком товароведческой экспертизы может быть покупатель товара, например, когда он обнаружил недостатки товара после истечения гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу свои требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Много экспертиз проводится в связи с рассмотрением и гражданских исков по разделу имущества, исключению имущества из описи возмещению ущерба при повреждении имущества или порче.

  Сущность судебно-товароведческой экспертизы состоит в том, чтобы с помощью специальных познаний исследовать товарные (потребительские) свойства изделий с целью определения фактического качества продукции (изделий).

 При производстве экспертизы по конкретным делам эта основная задача товароведческого исследования уточняется в зависимости от цели проводимого исследования и обстоятельств дела (например, когда есть основания считать, что параметры, зафиксированные в сертификате качества, не соответствуют фактическому качеству товара или же фактические характеристики исследуемых объектов не соответствуют аналогичным данным маркировки изделий или образцу-эталону). С помощью судебно-товароведческой экспертизы решаются вопросы по исследованию и степени снижения (или порчи) качества продукции. Неудовлетворительное качество продукции может быть обусловлено и нарушением производственного процесса (например, технологии), а также несоблюдением правил сохранности изделий при их упаковке, транспортировании, хранении и других факторов.

   Таким образом, предметом судебно-товароведческой экспертизы является установление фактических данных, подтверждающих либо опровергающих соответствие характеристик исследуемых объектов товарного происхождения базовым (нормативным) значениям, а также установление дефектности изделий и обстоятельств, при которых произошло снижение их качества (фактических данных, связанных с соблюдением (несоблюдением) правил упаковки, маркировки, хранения, транспортирования, разбраковки товара, аварий и др.).

Задачами судебно-товароведческой экспертизы является установление:

·  соответствия товарных характеристик исследуемых объектов базовым данным (реестрам и др.);

·  соответствия товарных характеристик исследуемых объектов данным аналогичных изделий;

·  соответствия (несоответствия) характеристик объектов маркировочным данным, зафиксированным на ярлыках, этикетках;

·  принадлежности объектов к одному и тому же виду (артикулу);

·  наличия дефектов и их влияния на качество изделий;

·  соответствия (несоответствия) качественных характеристик изделий стандартным и эталонным требованиям;

·  фактических данных, связанных с соблюдением (несоблюдением) правил упаковки, маркировки, хранения, транспортирования, а также разбраковки, переоценки товара.

   Объектами исследования при производстве судебно-товароведческих экспертиз являются различные предметы материального мира изделия товарного происхождения, образцы (пробы), а также материалы уголовных и гражданских дел, в которых изложены товарные характеристики исследуемых объектов и иная информация об обстоятельствах изменения потребительских свойств (условиях упаковки, маркировки, хранения, транспортирования, эксплуатации и др.).   Если для определения качества экспертируемого товара требуются лабораторные анализы, эксперт с согласия заказчика отбирает образцы (пробы) для исследования.   В ряде случаев в зависимости от обстоятельств дела вместе с изделиями экспертами представляются образцы для сравнительного исследования, которые также исследуются экспертом. Для успешного проведения исследования при отборе образцов (проб) рекомендуется привлекать специалиста в области товароведения.   Наряду с изделиями в качестве исходных данных при товароведческом исследовании изучается маркировка изделий, нанесенная непосредственно на изделия или содержащаяся в ярлыках, этикетках. Маркировкой может быть текст, условное обозначение, рисунок, содержащие данные об изготовителе, цифровые или буквенные показатели, характеризующие качество товара, а также различные манипуляционные знаки, указывающие на способ обращения с грузом или ухода за изделием.   Исследование маркировочных данных, раскрывающих характеристики основных свойств изделий, необходимо при решении ряда вопросов, например, при решении вопросов о соответствии (несоответствии) фактических свойств изделий значениям маркировки в части артикула или же при решении вопросов о соответствии (несоответствии) фактического качества исследуемых изделий данным, указанным на маркировке.

   Наряду с непосредственным исследованием объектов (изделий), маркировочных обозначений, образцов, эксперты-товароведы работают с документами, отражающими состояние товара, различные процессы, происходящие с ним, совершение товарных операций (приемка, разбраковка, реализация) и дающими дополнительную информацию о товаре. К ним относятся:

·  документы, несущие информацию об особенностях происхождения изделий (сертификаты, удостоверения о качестве, технические паспорта, ярлыки);

·  товаросопроводительные документы, характеризующие качество товара и упаковки перед сдачей его на склад готовой продукции и отправкой покупателю (спецификации, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, упаковочные листы, отвесы, ярлыки);

·  товарно-транспортные (отгрузочные) документы, содержащие информацию об условиях и сроках транспортирования (квитанции о приемке груза, железнодорожная накладная, коммерческий акт);

·  приемные документы, в которых зафиксированы характеристики качества товара при приемке (данные о приемке товара и методах испытаний – акты разбраковки, акты экспертиз БТЭ, ТПП и др., акты лабораторных исследований, дефектные ведомости, журналы приемки и разбраковки товаров, приемно-расходные накладные, акты уценки и переоценки, паспорта на товары, акты санэпидстанций и др.);

·  складские документы, содержащие сведения об условиях хранения товара;

·  претензионные материалы;

·  процессуальные документы (протоколы осмотра, заключения экспертов, различные справки, заявления).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации судебных экспертов по специальности

«Исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки»[1]

№ п\п

Наименование и темы занятий

Краткое содержание

Форма проведения занятий

1

Основы судебной экспертизы

Основные вопросы правового регулирования судебной экспертизы.

Объекты судебной экспертизы. Права и обязанности судебного эксперта. Заключение судебной экспертизы.

Классификация судебных экспертиз. Характеристика судебных экспертиз по классам, родам и видам. Судебно-экспертные учреждения России.

очная – лекции

очно – заочная

с использованием ДОТ[2]

очная – лекции

очно – заочная

с использованием ДОТ

2

Криминалистические основы судебной экспертизы

Криминалистическая идентификация в экспертных исследованиях

3

Информационное обеспечение судебной экспертизы.

Проблемы автоматизации и информационного обеспечения в судебной экспертизе.

4

Математические методы в судебной экспертизе

Применение математических методов и ЭВМ при решении задач судебной экспертизы.

5

Теоретические и правовые основы судебно-товароведческой экспертизы

Предмет судебно-товароведческой экспертизы. Задачи судебно-товароведческой экспертизы. Классификационные и диагностические исследования в СТЭ. Вопросы, относящиеся к компетенции эксперта-товароведа. Объекты исследования. Классификация объектов СТЭ по процессуальной и вещной природе.

Документы как носители информации о фактических данных, установленных с помощью специальных товароведческих познаний. Классификация судебно-товароведческой экспертизы (класс): СТЭ промышленных (непродовольственных) товаров (род) и СТЭ продовольственных товаров (род).

Классификация видов, подвидов СТЭ промышленных (непродовольственных) товаров.

Стандарты, технические условия и другие нормативные документы как составная часть специальных познаний эксперта-товароведа при исследовании объектов. Методы исследования, применяемые при производстве судебно-товароведческих экспертиз.

6

Организационные вопросы назначения и проведения судебно-товароведческой экспертизы

Назначение судебно-товароведческой экспертизы; постановление (определение) о назначении судебно-товароведческой экспертизы.

Консультирование следователя (суда) по подготовке материалов для производства судебно-товароведческой экспертизы. Материалы дела, необходимые для производства судебно-товароведческой экспертизы. Порядок отбора исследуемых объектов (образцов (проб) и документов); упаковка и хранение проб и образцов.

Взаимодействие следователя (суда) и эксперта. Ознакомление эксперта с обстоятельствами дела и их использование при производстве экспертиз.

Организация производства судебно-товароведческой экспертизы в экспертном учреждении.

очная – лекции

очно – заочная

с использованием ДОТ

7

Заключение судебного эксперта-товароведа

Значение заключения эксперта-товароведа как источника доказательств для разрешения уголовного или гражданского дела. Структура заключения. Вводная часть. Структура и содержание исследовательской части заключения. Отражение процесса исследования. Иллюстрации, табличный и графический материалы.

Форма выводов. Особенности составления заключения (оформления вводной части заключения) по повторной и дополнительной экспертизе. Оформление сообщения о невозможности дать заключение по поставленным вопросам. Оформление результатов исследования в комплексной экспертизе.

Оформление результатов несудебных исследований.

8

Основы товароведения

Предмет и задачи товароведения. Понятие о товаре. Связь товароведения с другими научными дисциплинами: экономикой и технологией производства товаров, химией, физикой, биологией, микробиологией и др.

Классификация товаров по различным основаниям: назначению, способу производства, сырьевому признаку и др. Потребительские свойства товаров. Понятие качества и уровня качества товара. Факторы, влияющие на качество товара. Виды и качество сырья, способы и условия производства.

Условия сохранности качества товара: упаковка, транспортировка, хранение. Маркировка товаров. Правила эксплуатации товара.

Нормативно-техническая документация на товары: стандарты, технические условия, контракты, договоры и др. Виды стандартов и их основное содержание. Методы определения качества товаров: органолептический, измерительный, регистрационный, расчетный, экспертный, лабораторный. Отбор проб, образцов для определения качества товаров.

очная – лекции

очно – заочная

с использованием ДОТ

9

Алгоритмы решения типовых задач судебно-товароведческой экспертизы

Особенности проведения судебно-товароведческих экспертиз в целях установления принадлежности двух или нескольких объектов к одному виду (модели, марке). Установление соответствия (несоответствия) товарных свойств исследуемых объектов базовым (стандартным, эталонным, а также изложенным в договорах, контрактах и др.

) требованиям. Исследование товарных характеристик изделий и маркировок, зафиксированных на ярлыках, ценниках, этикетках, в целях установления их соответствия (несоответствия).

Установление соответствия (несоответствия) товарных свойств исследуемых объектов данным о них, зафиксированным в товаросопроводительных и других документах. Установление наличия дефектов, их характера и влияния на качество товара (изделий). Исследование условий, влияющих на снижение качества
(порчу) изделий.

Особенности производства судебно-товароведческой экспертизы по документам. Товароведческие исследования с целью определения стоимости изделий.

10

Профилактическая деятельность эксперта-товароведа

Основные задачи и виды профилактической деятельности экспертных товароведческих подразделений. Оформление результатов профилактической деятельности эксперта-товароведа.

очная – лекции

очно – заочная

с использованием ДОТ

11

Курсовая работа

12

Практическая работа по выполнению экспертного исследования

13

Разбор, анализ и защита курсовой работы и практической работы

14

Итоговый комплексный экзамен

[2] самостоятельная работа слушателя по изучению рекомендованных и раздаточных материалов при постоянном консультировании и информационно – справочной поддержке преподавателя в дистанционном режиме

Подпишитесь на рассылку:

Источник: https://pandia.ru/text/78/536/38734.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.