Новый закон о трудоустройстве

Власть решила поменять правила для безработных россиян – МК

Новый закон о трудоустройстве

В Госдуму внесен законопроект, который меняет правила работы служб занятости в России. Количество документов, которые придется подавать безработным, сократится, а при желании им помогут стать самозанятыми. Но получать больше потерявшие работу не будут. «Это не революция, но мы старались», — признаются авторы инициативы, и обещают ко второму чтению внести в нее существенные изменения.

У этого законопроекта, под которым стоят подписи спикеров обеих палат парламента, Вячеслава Володина и Валентины Матвиенко, а также солидной группы единороссов — депутатов и сенаторов, длинная история.

Год назад официально зарегистрированных безработных в России было меньше 700 тысяч.

Но в 2020 году в связи с эпидемией и экономическим кризисом их численность в России выросла в разы (сейчас на учете в службах занятости, по данным Минтруда, около 2,5 млн человек), а временные меры поддержки потерявших работу закончили свое действие осенью прошлого года.

Максимальное пособие по безработице, установленное правительством на 2021 год, составляет 12 130 рублей, что ниже МРОТ, а минимальное вернулось к вызывающей оторопь сумме в 1500 рублей в месяц.

Так или иначе, безработица стала и остается серьезной проблемой. Еще в ноябре прошлого года фракция «Единая Россия» в Госдуме объявила о намерении реформировать законодательство о занятости, которое устарело и не отвечает новым реалиям: действующий закон был принят еще в 1991 году.

Специальная рабочая группа из депутатов и сенаторов, с участием представителей правительства, работодателей и профсоюзов несколько месяцев готовила документ, который наконец попал в парламент. Его изучение показывает, что от первоначальных планов авторов осталось не очень много.

Во-первых, предлагается узаконить на всей территории страны электронное (наряду с личным) общение граждан и служб занятости через уже известный многим портал «Работа в России».

Перечень документов, которые необходимо подать, существенно сократится: предусмотрено получение службой занятости части необходимых сведений и справок непосредственно от ФНС и Пенсионного фонда.

Количество вакансий, которые можно будет найти на этом портале, должно вырасти — потому что в законе хотят прописать обязанность крупных работодателей с численностью работников более 25 тысяч человек и все органы власти обязательно сообщать о вакантных должностях и рабочих местах. Сейчас такое требование предъявляется ко всем работодателям без исключения, но они в большинстве своем его не выполняют. Поможет ли новая формулировка — сказать трудно.

Предлагать два раза одну и ту же вакансию и одни и те же курсы переквалификации безработному будет нельзя.

Во-вторых, взят курс на централизацию служб занятости. Все региональные службы должны будут подключиться к единому электронному порталу и руководствоваться едиными, заданными из центра стандартами общения с безработными.

Зато в тексте законопроекта нет действительно важной нормы, о которой единороссы говорили осенью: тогда планировалось дать россиянам право вставать на учет в службе занятости не по месту регистрации, как сейчас, а по месту фактического проживания.

Россиян, которые прописаны в одном регионе, но годами живут и работают в другом, миллионы.

Но от благих намерений осталось лишь разрешение пенсионерам любых категорий проходить по направлению службы занятости переобучение по месту фактического проживания (примерно то же самое недавно уже прописали в законе для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет).

Один из авторов законопроекта, первый замглавы думской фракции «ЕР» Андрей Исаев рассказал «МК», что против экстерриториального принципа постановки на учет в службах занятости выступили «обе столицы», где работает много «прописанных» в других местах, потому что иначе там потребовалось бы существенное переформатирование служб занятости и деньги.

Еще одна не сбывшаяся по причине необходимости дополнительных расходов мечта авторов законопроекта — разрешить самозанятым, потерявшим доход, регистрироваться в качестве безработных и получать минимальное пособие в течение 3 месяцев в году. Но во внесенной в Госдуму инициативе самозанятые появляются пока «в осторожной форме», как выразился г-н Исаев: если какой-то безработный захочет самозанятым стать, то сможет попросить финансовой и организационной помощи.

Авторы законопроекта надеются, что ко второму чтению в текст удастся внести существенные поправки, которые позволят реализовать ранее задуманное. Тем более что все равно правительству надо будет выполнять поручение президента о материальных стимулах для работодателей, которые трудоустраивают безработных с биржи труда…

Так как это законопроект совместного ведения, перед первым и вторым чтениями потребуется рассылка в регионы. Когда он станет законом и заработает в полную меру — сказать трудно: в пакете есть перечень из 31 подзаконного акта, которые понадобится переписать или заново написать, и 10 из них по плану появятся лишь к августу 2022 года…

«Очевидно, что работу службы занятости нужно перезагружать.

Особенно важно обратить внимание на недопустимость уголовного преследования граждан за якобы незаконно полученные мизерные пособия, а зарплата сотрудников служб занятости, по моему мнению, должна зависеть от количества трудоустроенных», — сказал «МК» глава профильного думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР).

Кстати, норма о том, что граждане, незаконно получившие пособия, должны вернуть их добровольно или по суду, в инициативе единороссов тоже есть.

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28483 от 19 февраля 2021

Заголовок в газете: Из безработных в самозанятые

Источник: https://www.mk.ru/economics/2021/02/18/vlast-reshila-pomenyat-pravila-dlya-bezrabotnykh-rossiyan.html

Закон о безработице в 2021 году

Новый закон о трудоустройстве

Нестабильная экономическая ситуация влияет на уровень безработицы в стране. Согласно последним данным, в России остаются нетрудоустроенными около 5% населения. Их права и государственную поддержку регламентирует закон о безработице в 2021 году.

Фз о занятости населения 2021 года: официальный текст

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

Поправки и изменения в 2021 году

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году.

Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования.

Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Скачать действующий законопроект

Последние поправки в законопроект вносили и в 2017, в 2018 и в 2019 году. Никаких существенных изменений документ не претерпел.

Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали.

Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.

Читать так же:  Закон об охране окружающей среды

Определение безработного гражданина

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного.

В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования.

Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

Существует ли налог на безработицу

Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.

Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.

Читать так же:  ​​Как написать жалобу на Ростелеком?

Согласно предлагаемым нововведениям, налог на безработицу будут платить нетрудоустроенные граждане, которые при этом имеют доступ к бесплатным государственным услугам, в том числе к медицине.

От уплаты налога предлагают освободить лиц, официально зарегистрированных в службах занятости. Однако о принятии нового законопроекта пока говорить рано, поскольку он обсуждается уже не первый год, но так и не был одобрен хотя бы в первой редакции.

Размер пособия по безработице

ФЗ о занятости населения предусматривает ежемесячную выплату определенной суммы гражданам, официально зарегистрированным на биржах труда. Существует несколько вариантов получения государственной материальной поддержки:

  • выплата пособия для нетрудоустроенных лиц;
  • стипендия для студентов, получающих профессиональное образование;
  • общественные работы, которые оплачиваются отдельно.

Главный способ социального обеспечения для неработающих граждан – это пособие по безработице. Эта мера государственной поддержки может выплачиваться безработным в течение полутора лет после увольнения с предыдущего места службы. Существуют определенные условия для получения пособия. Гражданин должен отработать до увольнения как минимум 26 недель.

Сумма выплат рассчитывается следующим образом:

  • первые 3 месяца выплачивается пособие в размере 75% от средней заработной платы на предыдущем месте службы;
  • следующие 3 месяца оплачивается 60% от среднего заработка.

При этом размер пособия не может быть больше максимальной величины пособия по безработице и ниже его минимальной величины ,  увеличенных на размер районного коэффициента.

Для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные размеры пособия. В том числе, есть дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также для граждан предпенсионного возраста.

Безработным, утратившим право на пособие ввиду истечения установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профобучения и получения дополнительного профобразования по направлению ОСЗ, ОСЗ может оказываться материальная помощь.

С 1.01.2020 г. минимум пособия по безработице составил 1500 р., максимум — 8000 р.

Для предпенсионеров минимальная величина — 1500 р., максимальная — 11280 р.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-bezrabotitse.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.