Момент фактического задержания

Какие права приобретает человек с момента фактического задержания?

Момент фактического задержания

Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным актами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер.

Следовательно, по правилам российского уголовно-процессуального законодательства с момента фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого.

Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта — протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.

Однако сами по себе фактическое задержание и доставление существенным образом ограничивают его право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:

Защитник — это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ).

Право на защитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно- правых стандартов обеспечения прав и свобод личности». Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи.

И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключительно адвокаты. Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном порядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ордера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголовному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокатским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч.

2 ст. 6 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:
— приглашение защитника;

— назначение защитника.

Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспечения защитника посредством заключения с ним соответствующего соглашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Поскольку данная форма обеспечения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновременно нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст.

50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или недееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).

Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на защитника у задержанного появляется непосредственно с момента фактического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время.

Так, задержанный вначале должен известить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания.

В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефонный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа».

Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее соглашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют определенных временных затрат.

В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как правило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката.

Процедура заключения соглашения и получения ордера также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов.

Особенно болезненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.

Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой — не закрепляет механизмов реализации этого права.

Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограничению конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек может иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непосредственно после задержания.

Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.

Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспечения защитника-адвоката посредством государственно-властного требования дознавателя и следователя.

Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглашению.

Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.

Наличие подобной процедуры обусловлено установленной Конституцией Российской Федерации гарантией на получение каждым квалифицированной юридической помощи (независимо от финансовых или иных возможностей).

Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч. 5 ст. 50 УПК РФ и ч. 8 ст.

25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника. Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков.

Во-первых, задержанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокатское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.

И во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника решает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут предпринимать никаких действий по назначению защитника.

Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначению защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и доставление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие.

Право на защитника появляется у человека с момента фактического задержания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обязаны разъяснить ему это право. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.

В этой связи представляется, что несовершенство российского законодательства никоим образом не должно сказываться на возможности защиты прав и свобод личности. Поэтому человек, попавший в подобную ситуацию, в любом случае после фактического задержания имеет право требовать безотлагательного предоставления ему адвоката.

Подобное требование лучше всего оформить письменно. Например, при получении первоначальных объяснений, когда задержанному будет предоставлена возможность подписать соответствующий документ, он перед подписью может собственноручно внести в него данное требование.

  1. Право давать или не давать объяснения

Объяснения — сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохранительного органа по существу заданных им вопросов.

Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объяснения, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информации о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучастниках, месте их нахождения и т.д.

Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям — допросам.

Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславливать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств — соответствующих показаний.

Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие — использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания.

Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголовного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления.

В связи с этим человек, подвергшийся фактическому задержанию, должен очень серьезно и обдуманно отнестись той первоначальной информации, которую он сообщает сотрудникам правоохранительных органов в своих объяснениях.

Процесс получения объяснений, в том числе права и обязанности задержанного в этой части, законом регламентирован достаточно слабо. На практике полиция и прочие сотрудники правоохранительных органов зачастую получают объяснения, используя процедуру, близкую к допросу, причем именно к допросу подозреваемого.

На данном этапе правоохранительной деятельности объяснения задержанного (как и впоследствии показания подозреваемого) наряду с источником информации являются для него средством защиты. Таким образом, задержанный в принципе может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с изложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание.

Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения, не неся за это никакой ответственности. Ну и конечно, задержанный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоятельства, которые он считает существенными.

Причем если человек считает, что он задержан необоснованно, наиболее рациональной линией его поведения должны быть именно полноценные и правдивые объяснения. При получении объяснений задержанный имеет право написать их собственноручно, отразив все необходимые, по его мнению, обстоятельства.

Если же объяснения записывает сам сотрудник полиции (иного правоохранительного органа), то после прочтения человек вправе собственноручно вписать какие-либо уточнения, дополнения или иные сведения. Подобное право позволяет минимизировать допускаемые ошибки и неточности, а также противостоять возможным злоупотреблениям.

И в завершении необходимо отметить о нежелательности отказа от подписания соответствующих объяснений, поскольку данный факт не имеет существенного юридического значения (более подробно этот вопрос будет рассмотрен применительно к отказу от подписания протокола допроса подозреваемого).

  1. Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика

Уголовное судопроизводство как один из видов государственной правоохранительной деятельности осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, оно может вестись на их государственных языках (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).

Вместе с тем государство гарантирует каждому человеку, находящемуся на территории РФ, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции). В частности, все народы РФ праве сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития (ч.

3 ст. 68 Конституции РФ). Поэтому лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обеспечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен 6ыть предоставлен переводчик.

Переводчик — это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 7. ст. 59 УПК РФ). При этом следует отметить, что право на переводчика не следует расценивать как возможность для злоупотреблений. Оно может и должно быть реализовано лишь при реальной надобности оказания задержанному помощи в обеспечении перевода.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в одном из своих решений обратил внимание, что ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика может быть отклонено, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления правом».

  1. Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов

Возможность обжалования уголовно-процессуальных действий (бездействия) и решений является одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве. Более подробно механизмы обжалования будут рассмотрены далее.

Источник: https://pravo163.ru/kakie-prava-priobretaet-chelovek-s-momenta-fakticheskogo-zaderzhaniya/

Задержание – схема и частые нарушения

Момент фактического задержания

Вся СХЕМА уголовного дела – размещена здесь

ЗАДЕРЖАНИЕ

Начнем с задержания, хотя, как мы увидим дальше, уголовное дело совсем не всегда начинается именно с него.

Сам факт задержания по статье 91 УПК– это не просто неприятность, с которой начинаются злоключения обвиняемого, это важная отметка в уголовном деле, «всплывающая» потом во многих его местах.

К слову, в справке к обвинительному заключению будет фигурировать фраза – «задержан в порядке 91 УПК». Это же будет фигурировать и в материалах при избрании меры пресечения.

Да и задержанного это обстоятельство характеризует – одно дело, что он сам явился, другое дело, что его «привели под белы руки».

Иногда уголовное дело начинается сразу с задержания.
Дальше мы подробно разберем, что дело начинается с поводов и оснований (140 УПК). Но в процессуальном смысле задержание, это не повод и не основание – это скорее последствие.

Как бывает в жизни, поясним на очевидном примере:

«Наряд» приехал по вызову на место преступления и там, рядом с трупом несчастного потерпевшего, задерживает подозреваемого. Обстоятельства недвусмысленно говорят о том, что есть основания подозревать его в убийстве (в руках у него окровавленный нож, да и сам он при виде полицейских пытается бежать). Подозреваемого «пакуют» и привозят в отделение, где и оформляют бумаги.

Как это выглядит «по бумагам»:

Пишется рапорт, в котором указывается, что поступил сигнал, выехал наряд, задержан гражданин такой-то при таких-то обстоятельствах. Вот этот рапорт, а не факт задержания, и есть повод для возбуждения уголовного дела (сообщение о преступлении – п.3 ч.1 140 УПК).

Административное и уголовно-процессуальное задержание

Задержание может быть в рамках УПК, а может быть в рамках КоАП РФ (27.3 КоАП РФ) – административное задержание. Разница между этими видами задержания есть.

Часто сотрудники (например, «дпс-ники») сначала оформляют административное задержание, к которому они привычны. А потом оказывается, что дело серьезнее, чем предполагалось.

И здесь важно учитывать момент, когда «административка» превращается в уголовное задержание – поскольку и сроки разные, и права, и процессуальные последствия. Например, по «административке» срок задержания начинается только с момента «доставления в отделение» – ч.4 27.

5 КоАП, а по УПК срок идет с момента фактического задержания (ч.3 128 УПК), т.е. момента, когда человек физически ограничивается в праве на передвижение (подошли и попросили с «проследовать» – всё, срок пошел).

А момент этот важен – после фактического задержания появляется статус «подозреваемый» со всеми его правовыми нюансами, порядок закрепления доказательств меняется, срок зачитывается в наказание – всё это будет иметь значение, если административное дело превратиться в уголовное.

!!! Существенное нарушение: доказательства, полученные в административном порядке нужно обязательно превращать в доказательства, полученные в рамках УПК. Иначе они становятся недопустимыми (ч.1 75 УПК).

Например, протокол личного досмотра, составленного в рамках КоАП, не может вдруг непонятно как оказаться в уголовном деле – материалы административного дела нужно передать отдельным постановлением (пп.3 п.1.1 29.9 КоАП).

Также передаются и все значимые для уголовного дела материалы.

Когда человека можно задержать в уголовно-процессуальном порядке

Итак, задержать первого встречного просто так нельзя.

Разберем по полочкам норму 91 УПК: основания задержания.

Задержание в рамках УПК возможно не за любое подозрение, а только за подозрение в том преступлении, за которое можно «сесть» (т.е. предусмотрено лишение свободы как вид наказания).

Про «посадочные статьи» смотрим здесь (Посадочные статьи, для которых заключение под стражу предопределена).

Иначе говоря, если бабушки, торгующие цветами на улице, начали вдруг в друг друга плеваться и ругаться – задерживать их за это в порядке 91 УПК нельзя, слишком несерьезно.

Задержать человека можно если:

1) – он застигнут при совершении преступления или сразу после (как в вышеприведенном примере с убийством).

2) когда на него прямо укажут потерпевшие или очевидцы, как на лицо, совершившее преступление.

3) когда на нем, при нем (в одежде) или в его жилище будут обнаружены очевидные следы преступления.

4) и еще, (ч.

2 91 УПК) если – человек пытается скрыться, либо он БОМЖ (нет регистрации по месту жительства), либо не установлена его личность (нет документов и проверка по информационным базам ничего не дает), либо следователь уже собирается заключить его под стражу в судебном порядке (т.е. избрать меру пресечения – заключение под стражу). Однако, нельзя, например, задержать БОМЖа просто так без причины– нужно его сначала «заподозревать» в серьезном преступлении (это следует из формулировки ч.1 91 УПК).

Задержание свидетеля

Учитывая ч.2 91 УПК стоит упомянуть, что задержание может произойти и в ситуации, когда беду вроде бы особо ничего не предвещает, но вдруг…

Пример: свидетель вызван на допрос к следователю. Там он допрашивается, сразу же после этого следователь достает из-под стола постановление о привлечении его (бывшего свидетеля) в качестве обвиняемого.

А это уже основание для задержания, поскольку есть обвиняемый и можно запускать процедуру заключения его под стражу, которая с задержания и начинается (ч.2 91 УПК).

Подробнее можно прочитать здесь: Превращение свидетеля в обвиняемого, в чем опасность.

Процессуальные последствия задержания

Итак, человека задержали и «попросили проследовать куда надо». Срок задержания начинает отсчитываться с момента доставления в орган дознания или к следователю (ч.1 92 УПК).

Итак, человека задержали и попросили проследовать «куда надо». Срок задержания начинает отсчитываться с момента фактического задержания (ч.3 128 УПК.

) Этот момент важен тем, что если потом будет обвинительный приговор с реальным сроком заключения – то именно с этого момента и будет исчисляться срок наказания (например, человек два дня был задержан и сидел в изоляторе временного содержания – это минус два дня из срока наказания).

Кстати, право на адвоката появляется с момента фактического задержания (ч.3 128 УПК). Задержанный может пригласить своего защитника и если он не является в течении 24-х суток, то ему назначают «бесплатного» адвоката (ч.4 50 УПК).

На бытовом сленге – «бесплатный» или «государственный» адвокат. Хотя по факту никакой он не бесплатный (ему платят из бюджета и могут взыскать эти деньги с осужденного) и не государственный (в России нет государственных адвокатов).

На профессиональном сленге – адвокат «по 51-й» (от ст.51 УПК, устанавливающей случаи, когда адвокат обязателен, даже если денег у задержанного на своего адвоката нет).«Бесплатный» – не всегда плохой, бывают и настоящие, принципиальные адвокаты.

К сожалению, не всегда.

Подробнее об этом можно прочитать здесь: Псевдобесплатность назначенного адвоката: фактически его оплачивает осужденный.

Если задержанный никаких адвокатов не знает и знать их до этого момента не желал – то на это и дается право на звонок, пусть родственники экстренно ищут.

«Бесплатного» адвоката следователь попробует предложить сразу, чтобы сроки не тянуть. Но если задержанный упирается и «бесплатного» не хочет – будут сутки ждать его адвоката, без него допроса не получится. А после суток в деле автоматически появиться «бесплатный», если не явился «наемный».

Тут стоит помнить, что участие любого адвоката в первом допросе «цементирует» показания на этом допросе. Поэтому, если задержанный под защитой «бесплатного» адвоката во всем признался – то потом «наемный» адвокат замучается с этими признательными показаниями работать. Забрать назад признание – это очень и очень сложно, а оно (признание) всё равно является «царицей доказательств».

Подробнее об этом можно прочитать здесь: Фиксация показаний с помощью адвоката, чтобы исключить последующий отказ от них.

задача «оперов» и следователя на этом этапе – получить признание. Если оно есть, то за судьбу дела можно уже не особо переживать.

Отсюда и «перегибы на местах» – очень хочется дело закрепить признанием пока задержанный не пришел в себя, не «пошел в отказ», пока не «нарисовался» адвокат, нанятый небезразличными родственниками.

Очень много надежд защиты рушатся именно на этом моменте – если в деле есть протокол первого допроса с признанием вины в присутствии «бесплатного» адвоката, то для защиты дело «пахнет керосином».

Но продолжим по процессуальному порядку:

После доставления есть три часа, в течении которых должен быть составлен протокол задержания с разъяснением всех прав (ч.1 92 УПК).

!!! Существенное нарушение: довольно часто при назначении наказания в срок зачитывается время с момента составления протокола задержания. А момент составления протокола не то же самое что и момент фактического задержания.

Как установить этот срок фактического задержания ? Смотрим рапорты полицейских, смотрим объяснения и прочие документы в которых фигурирует более раннее время, по сравнению со временем в протоколе.

Конечно, для сокращения срока наказания зачет одного дня это «копейки», но важность не в этом, а в том, что такая ошибка может служить зацепкой, не позволяющей просто так «отфутболить» жалобу, например, при выборочной кассации (об этом далее).

В эти же три часа задержанному дается право на телефонный звонок (ч.1 96 УПК). Звонок происходит в присутствии сотрудников, чтобы исключить возможность сообщить товарищам «меня взяли, дело шьют, заметайте следы». Если задержанный никому звонить не хочет, следователь должен сам позвонить хоть каким-то известным родственникам (и сделать об этом отметку в протоколе).

Далее – в течении 12 часов о задержании уведомляется прокурор (ч.3 92 УПК), а при задержании спецсубъектов уведомляются и другие лица (ч.1 96 УПК) – например, посольство (если задержан иностранец), командование воинской части (если задержан военнослужащий) и пр.

Кстати, задержанное лицо автоматически становится подозреваемым (п.2 ч.1 46 УПК).

И последний срок – 48 часов (ч.2 94 УПК и ч.2 22 Конституции). До истечения этого срока задержанного нужно успеть арестовать в судебном порядке, т.е. избрать ему меру пресечения (108 УПК). Для таких случаев в районных судах всегда есть дежурный судья, который и нужен для того, чтобы уложиться в срок.

Судья же принимает решение – либо заключить человека под стражу, либо отпустить его (да, такое случается). Либо может продлить задержание до 72 часов, если ему нужно от следствия дополнительное обоснование оснований ареста.

А если каким-то образом следователь срок 48 часов «прошляпил» и в суд не успел – то задержанного нужно отпускать (ч.3 94 УПК).

Примечание: на практике бывает так, что из-за загруженности судьи дело по аресту рассматривается не сразу. Адвокат и следователь ждут в коридоре суда своей очереди, а срок идет. И тогда срок 48 часов просто по времени может «слететь» из-за организационных проволочек (следователь материалы поздно привез в суд, судья занят и пр.

) Однако, радоваться рано, конечно задержанного прямо из суда по этой причине никто не отпустит (хотя строго по закону-то должны – вроде бы норма ч.2 91 УПК прямо это требует). Но слишком много неприятностей это повлечет и для следователя, и для судьи.

Опасность «слета срока» всего лишь ускоряет процесс рассмотрения дела – судья ведь начинает тоже нервничать, особенно если адвокат будет «качать права».

Если требуется полноценная консультация – смотрим здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c2f4c1fa2966000aa0dc98e/zaderjanie--shema-i-chastye-narusheniia-5f59e371efb9584a8217c50d

Порядок и сроки задержания по УПК РФ — когда и на сколько могут задержать?

Момент фактического задержания

Задержание подозреваемого представляет собой кратковременное заключение под стражу гражданина и содержание его в изоляторе временного содержания. Задержание носит ограничительный характер, так как в это время осуществляются следственные меры по сбору доказательств.

Расскажем в этой статье, в каких случаях полицейские могут задержать – и на какой срок, а также о том, как происходить порядок задержания.

статьи:

  1. Основания для задержания
  2. Порядок задержания по УПК РФ
  3. Сроки задержания

Основания для задержания

Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя следственного отдела, прокурора или суда.

В статье 91 УПК РФ предусмотрены основания для задержания подозреваемого.

Статья 112 УК РФ – причинение вреда здоровью средней тяжести, длительное расстройство здоровья, значительная стойкая утрата общей трудоспособности

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при таких ситуациях:

  1. Когда гражданин застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

  2. Когда потерпевшие или очевидцы указывают на определенного гражданина как на того, кто совершил преступление.

  3. Когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии одного из оснований гражданина могут задержать.

Порядок задержания по УПК РФ

В соответствии со статьей 92 УПК РФ, порядок задержания граждан таков:

  1. Гражданина доставляют в орган дознания или к следователю в течение 3 часов с момента совершенного преступления.
  2. Там составляют протокол, в котором помечается, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ (ч.1 ст.92 УПК РФ).
  3. В случае, если защитник подозреваемого гражданина участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания, то его участие в составлении протокола задержания обязательно (ч.1.1 ст.92 УПК РФ).
  4. В протоколе обозначается дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания (ч.2 ст.92 УПК РФ).
  5. Протокол задержания подписывается составившим лицом и подозреваемым.
  6. Затем о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь сообщают прокурору в письменном виде. Время на подачу отчетности — 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч.3 ст.92 УПК РФ).

Заметьте, что подозреваемого должны допросить в течение 24 часов с момента его фактического задержания и согласно общим правилам допроса ст.189-190 УПК РФ.

До начала допроса подозреваемому, по его просьбе, обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Продолжительность свидания может составлять 2 часа, не более и не менее. Ограничить время на разговор с адвокатом или защитником может дознаватель или следователь.

Также во время задержания подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст.184 и ст.93 УПК РФ.

Сроки задержания — почему преступника могут выпустить?

В случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, либо очевидцы укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, либо на нем или его одежде, в жилище обнаружат явные следы преступления, это лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок 48 часов.

Кроме того, на тот же срок и в том же порядке лицо может быть задержано и в случае совершения преступления, если не имеет постоянного места жительства, пыталось скрыться, не установлена личность.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица, под которым понимается момент лишения гражданина свободы передвижения.

Если перед этим гражданина задерживали в административном порядке, например, для установления личности, то время задержания в административном порядке входит в срок задержания в качестве подозреваемого и общий срок задержания (то есть в те же 48 часов). Тогда время задержания будет исчисляться с момента задержания лица в административном порядке.

Подведем итоги по срокам задержания в связи с совершением преступления:

  1. Не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения до вынесения судебного решения.
  2. До 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок.

  3. Общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток).

    По истечению 120 часов гражданина должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Если в течение 48 часов с момента задержания в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не отложил окончательное принятие решения – он подлежит освобождению. Об этом говорится в части 2 статьи 94 УПК РФ.

Отметим, что заключить под стражу могут только по судебному решению, если подозреваемый совершил преступление, за которое грозит ему наказание в виде лишения свободы на срок выше 3 лет. А также, если нельзя применить другую меру пресечения, более мягкую (ст.108 УПК РФ).

Кроме того, освободить гражданина могут, если не было оснований для задержания или не подтвердилось подозрение в совершении преступления (ч.1,3 ст.94 УПК РФ).

Кстати, уголовное задержание не стоит путать с административным. Срок административного задержания не может превышать 3 часа, а в некоторых случаях 48 часов.

Подробнее о сроках административного задержания вы можете узнать в статье 27.5 КоАП РФ.

Теперь вы знаете, когда и на сколько могут задержать нарушителя законов, а также того, кто причинил физический вред другому гражданину. Если у вас остались вопросы, задавайте их нашим юристам или пишите в комментарии под данной статьей.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/zakony-izmeneniya-pravovye-akty/1250-poryadok-i-sroki-zaderzhaniya-po-upk-rf-kogda-i-na-skolko-mogut-zaderzhat.html

Фактическое задержание

Момент фактического задержания

В соответствии с законом задержание подозреваемого есть мера процессуального принуждения, срок которой исчисляется с момента фактического задержания. Момент фактического задержания – это момент  фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. п.

11, 15 ст. 5 УПК РФ). Задержание состоит в помещении лица в специальное учреждение – изолятор временного содержания (ИВС).

Однако момент “фактического лишения свободы передвижения” может существенным образом расходиться во времени с моментом помещения в ИВС и  с моментом доставления к следователю (дознавателю).

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утверждены Приказом МВД России от 26 января 1996 г. N 41, согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 3 января 1996 г.) в п. 2.

3 до настоящего времени содержат указания о том, что срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган дознания или к следователю, а если задержание производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического его задержания.

Действующая формулировка может читаться по разному, так как “фактическое лишение свободы передвижения” можно толковать по-разному.

1. Это физическое удержание, захват лица сотрудниками милиции или иного компетентного органа, которое может производиться на месте происшествия или при обнаружении лица, находившегося под подозрением.

Однако: во-первых, в момент обнаружения происшествия зачастую весьма сложно определить, есть ли событие преступления; во-вторых, в любом случае момент физического удержания преступника при задержании его с поличным всегда предшествует моменту возбуждения уголовного дела.

Уголовное дело нельзя возбудить на месте, так как необходимо получить согласие прокурора на его возбуждение; в-третьих, с момента удержания до момента доставления к следователю (дознавателю) может пройти достаточно много времени.

Включать это время в срок задержания недопустимо, так как следователь (дознаватель) не имеет возможности принять какое-либо решение относительно данного лица и никаких процессуальных действий в это время не производится.

2. Это момент доставления в орган внутренних дел. Такая позиция тоже спорна. Процессуальное лицо (следователь, дознаватель) не в состоянии контролировать, кого, когда и по какому поводу доставляют в ОВД.

Обязывать включать в срок задержания, обозначенный в протоколе, все то время, которое доставленное лицо находится в ОВД, невозможно, так как в этом случае протоколом процессуального задержания будут прикрываться нарушения законности, которые допускаются при длительном нахождении задержанных в ОВД без какого-либо документального оформления.

На момент доставления лица в ОВД перспектива возбуждения уголовного дела часто остается  туманной, требуется предварительное, хотя бы краткое, разбирательство.

3. С момента доставления к следователю (дознавателю). Считаем, что этот момент наиболее  точно считать  задержанием, так как именно с доставления к следователю начинают совершаться процессуальные действия в отношении задержанного, составляется протокол и т.д.

Задержание должно иметь процессуальные основания, перечисленные в ст. 91 УПК РФ, а их наличие может быть выяснено только после доставления к следователю. Задержание лица в качестве подозреваемого до установления в деле таких оснований не соответствует закону.

Закон отсчитывает время составления протокола задержания именно с момента доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору (ч. 1 ст. 92 УПК РФ).

Если лицо после доставления к следователю не освобождается, это и означает, что произошло фактическое лишение его свободы передвижения по процессуальным основаниям.

4. С момента составления протокола задержания. Здесь нужно учитывать, что протокол может быть составлен в течение 3 часов после доставления к следователю (ч. 1 ст. 92 УПК РФ), образец протокола задержания предусматривает возможность расхождения во времени между составлением протокола и задержанием в качестве подозреваемого.

5. С момента помещения в ИВС. Такой вариант неприемлем, так как помещение в ИВС возможно только на основании протокола задержания, а протокол составляется по факту уже состоявшегося задержания.

Задержание подозреваемого является процессуальным действием с  момента, когда лицо доставлено к следователю (в орган дознания).

С этого момента начинается фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям,  с него следует исчислять срок задержания и указывать это время в протоколе задержания.

Физическое удержание лица до этого момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание подозреваемого, а следует трактовать как  деятельность, которая может быть направлена на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться.

Если задержание подозреваемого производится по возбужденному уголовному делу по письменному  (постановлению) следователя (дознавателя), то момент фактического задержания определяется моментом фактического захвата лица.

Говоря о фактическом задержании подозреваемого, сравним его с административным задержанием. Административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3). Об административном задержании составляется протокол (ст. 27.4).

Административный закон различает административное задержание и доставление. Доставление есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола обязательно.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании (ст. 27.2 КоАП). Таким образом, доставление по сути есть физическое удержание правонарушителя и доставление его в милицию.

При этом срок, в который осуществляется доставление, зависит от обстоятельств дела.

Как видим, административное законодательство более четко определяет понятие задержания, отграничивая его от доставления: как только закончено доставление, начинается задержание.

При сегодняшнем законе возникает необходимость в документировании факта доставления к следователю, дознавателю, так как в течение 3 часов с этого момента должен быть составлен протокол задержания.

Закон не устанавливает, каким именно документом подтверждается время доставления к следователю и дознавателю. На практике иногда составляется рапорт, иногда делается указание в протоколе задержания.

В соответствии с законом задержание до возбуждения уголовного дела недопустимо. Данное положение закона исключает двусмысленное толкование и признается как теорией, так и практикой. Утверждения о том, что задержание возможно и до возбуждения уголовного дела, противоречат закону.

Задержание, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК, не входит в число следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего. Возможность задержания до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела влекла бы злоупотребления и нарушения законности.

Однако закон не разъясняет, как быть с лицом, задержанным на месте преступления или “по горячим следам”, когда согласие прокурора на возбуждение уголовного дела еще не получено.

На практике, как известно, это вызывает проблемы, так как заподозренное лицо приходится каким-то образом удерживать на нелегальных основаниях.

На практике в таких случаях указывают на возможность задерживать подозреваемого до получения согласия прокурора на срок до 3 часов, руководствуясь, очевидно, ч. 1 ст. 92 УПК.

Однако в этой  норме говорится о времени, которое начинается с момента доставления к следователю и в течение которого должен быть составлен протокол задержания.

Это уже процессуальная деятельность, которая не может осуществляться до возбуждения уголовного дела.

В  литературе предлагается и другой вариант: считать деятельность по задержанию лица по подозрению в совершении преступлений административной до момента возбуждения уголовного дела.

Введение процессуального института доставления могло бы стать решением проблемы.

Доставление было бы мерой принуждения, ограничивающей свободу передвижения лица, но ни в коей мере не связанной с его изоляцией от общества, осуществляемой при необходимости до возбуждения уголовного дела.
 

Источник: http://www.top-advokat.ru/ugolovniy/fakticheskoe-zaderjanie.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.