Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетних

К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетних

актуальные вопросы правоохранительной деятельности

УДК 343.125.2

к вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения

Иванова Светлана Ивановна,

доцент кафедры административной деятельности

органов внутренних дел Тюменского института

повышения квалификации сотрудников МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

e-mail: ivanova-svetaa@mail.ru

Хаметдинова Гульнара Фазитовна, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук e-mail: gulnara.khamietdinova@mail.ru

В статье на основе действующего законодательства и правоприменительной практики исследуется вопрос о возможности проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения, и получения согласия родителей (законных представителей) на его проведение.

Ключевые слова: несовершеннолетний; родители; законные представители; административная ответственность; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; критерии опьянения.

On the order of examination of minors who have committed an administrative offense in a state of intoxication

Ivanova Svetlana Ivanovna,

Associate professor of the Department of Administrative Activities of bodies of Ministry of the Interior Affairs of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Associate professor

Khametdinova Gulnara Fazitovna,

Lecturer of the Department of Administrative Activities of bodies of Ministry of the Interior Affairs of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences

This paper is current law and practice explores the possibility of a medical examination of minors who have committed an administrative offense in a state of intoxication and obtaining the consent of the parents (legal representatives) to hold it.

Key words: minor; parents; legal representatives; administrative liability; medical examination for intoxication; inebriation criteria.

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних привлекают пристальное внимание как практиков, так и теоретиков административного права. Обусловлено это, во-первых, тем, что среди миллионов граждан, привлекаемых ежегодно к административной ответственности, 30 % составляют несовершеннолетние [1, с. 4; 2, с.

51], во-вторых, отмечается тенденция реального увеличения правонарушений, совершенных подростками [3, с. 66]. При этом, как отмечает Е. Г.

Капустина, исследования показывают значительную нравственную деградацию подросткового поколения: среди опрошенных 38 % респондентов употребляли наркотики, еще 38 % – сильнодействующие вещества и 60 % – спиртные напитки [1, с. 4].

Но больше всего беспокоит тот факт, что тенденция роста числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и наркотики, отмечается уже второе десятилетие. Так, еще в 2009 г. О. А.

Крылова отмечала, что по оценке научного центра здоровья детей РАМН, к 13 годам почти половина подростков уже попробовали алкоголь, в 16 лет 61,4 % юношей и 63 % девушек регулярно его употребляют, а по данным Минздрава России, количество случаев заболевания наркоманией среди детей до 14 лет возросло в 20 раз, токсикоманией – в 15 раз [4, с. 57]. На начало 2008 г. официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей, а уровень распространенности алкоголизма среди подростков вырос почти на 70 % [5, с. 42]. В 2012 г. уже отмечают, что средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет [6, с. 13]. В настоящее время в России из 10 млн лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки [7, с. 118].

Все сказанное свидетельствует, на наш взгляд, о низкой эффективности административно-правовых мер, направленных на пресечение и предупреждение употребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними. В то же время концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.

, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, говорит о том, что к 2020 г. потребление алкоголя в России должно сократиться с нынешних 18 до 5-8 литров на человека в год [8].

Именно этим и обусловлено пристальное внимание законодателя и правоприменителя к совершенствованию административно-правовых мер, направленных на борьбу с указанными явлениями.

Так, в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федераль-

ным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ [9] были приняты новые редакции ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ. Изменения данных составов касались предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны – общественное место.

Тем самым законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства или психотропные вещества, независимо от места совершения правонарушения, посчитав приоритетным объектом правовой охраны здоровье несовершеннолетнего. Очевидно, что данный состав правонарушения, утеряв объект правовой охраны «общественный порядок», должен быть перенесен из гл. 20, ставящей под охрану общественный порядок и общественную безопасность, в гл. 6, объединившую административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление [10].

Изменения коснулись и самого производства по делу об административном правонарушении. Так, Федеральным законом от 14 октября 2014 г.

№ 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия [11].

Однако несмотря на это, остается много вопросов, касающихся производства по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним в состоянии опьянения.

В большей части это связано со сбором доказательств по таким делам и порядком проведения освидетельствования лица на состояние опьянения.

Возникают вопросы: имеют ли право сотрудники полиции провести подобное освидетельствование, требуется ли для этого согласие родителей или законных представителей, какие еще факты могут свидетельствовать о таком опьянении и выступать доказательствами по делу?

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 указанного Федерального закона [12].

Согласно ч. 2 ст.

20 указанного Федерального закона информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста). Подобным исключением является эмансипация (ст. 27 ГК РФ).

Таким образом, законодатель говорит, что согласие требуется для определения наркотического либо иного токсического опьянения. Соответственно, согласия родителей на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не требуется, поскольку это не является медицинским вмешательством. Согласно ст.

65 указанного закона освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является видом медицинского освидетельствования, под которым понимается совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Вновь введенная ст. 27.12.1 КоАП РФ гласит: «Лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.

12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ».

Согласно п. 5 Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г.

№ 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» [13], при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Таким образом, новые правила противоречат Федеральному закону от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который предписывает получить согласие на проведение освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

Установка критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, делегирована указанными правилами федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-poryadke-osvidetelstvovaniya-nesovershennoletnih-sovershivshih-administrativnoe-pravonarushenie-v-sostoyanii-opyaneniya

Приказ Минздрава РФ от 18.12.2015 № 933н

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетних

14. На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования (далее – медицинское заключение):

1) установлено состояние опьянения;

2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

15.

Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

16. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

17.

Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 – 10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

18.

Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 – 10 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

19. Медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях:

1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;

3) фальсификации выдоха;

4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись «от медицинского освидетельствования отказался».

20. Медицинское заключение и дата его вынесения указываются в пункте 17 Акта.

При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»8.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 27, ст. 3198; 2006, № 29, ст. 3253; 2010, № 3, ст. 314; № 17, ст. 2100; № 24, ст. 3035; № 28, ст. 3703; № 31, ст. 4271; № 45, ст. 5864; № 50, ст. 6696; 2011, № 10, ст. 1390; № 12, ст. 1635; № 29, ст. 4466; № 42, ст. 5921; № 51, ст. 7534; 2012, № 10, ст.

1232; № 11, ст. 1295; № 22, ст. 2864; № 41, ст. 5625; № 49, ст. 6861; 2013, № 9, ст. 953; № 29, ст. 3962; № 37, ст. 4706; № 46, ст. 5943; 2014, № 14, ст. 1626; № 23, ст. 2987; № 27, ст. 3763; № 44, ст. 6068; № 51, ст. 7430; 2015, № 11, ст. 1593; № 16, ст. 2368; № 20, ст. 2914; № 28, ст. 423; 2015, № 42, ст. 5805.

В случае если медицинское заключение выносится по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта врачом-специалистом (фельдшером), не проводившим медицинское освидетельствование, в пункте 17 Акта указываются должность, фамилия и инициалы врача-специалиста (фельдшера), вынесшего медицинское заключение, сведения о прохождении им подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования.

21.

При медицинском освидетельствовании лиц, указанных подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.

22. При наличии сведений о том, что освидетельствуемый принимает по назначению врача лекарственные препараты для медицинского применения, в том числе подтвержденных выпиской из медицинской документации, представленной освидетельствуемым (его законным представителем), указанные сведения, включая источник их получения, вносятся в пункт 15 Акта.

23.

При проведении медицинского освидетельствования заполняется Акт в трех экземплярах с указанием даты медицинского освидетельствования, номера Акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), ведение которого осуществляется по форме, предусмотренной приложением № 3 к настоящему приказу (далее – Журнал).

При медицинском освидетельствовании на основании направления работодателя, органа службы занятости или по личному обращению освидетельствуемого (его законного представителя) Акт заполняется в двух экземплярах.

24. При заполнении Акта и Журнала персональные данные освидетельствуемого указываются на основании документа, удостоверяющего его личность, а при отсутствии такого документа – на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, что отмечается в Акте.

25. Акт может заполняться в письменной или в электронной форме.

Все пункты Акта должны заполняться разборчиво и отражать все предусмотренные пунктами Акта сведения. Записи в Акт вносятся на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета либо с применением печатающих устройств.

Если проведение медицинского освидетельствования в объеме, установленном настоящим Порядком, не представляется возможным из-за состояния освидетельствуемого, в Акте указываются причины невыполнения того или иного исследования.

Незаполненные пункты Акта перечеркиваются, экземпляры Акта выдаются в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка.

26. Страницы Акта должны быть пронумерованы.

Каждая страница Акта подписывается врачом-специалистом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

27. По завершении медицинского освидетельствования и оформления его результатов:

1) в случае, указанном в абзаце первом пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается должностному лицу, второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было проведено медицинское освидетельствование, в течение трех лет после календарного года, в котором Акт был заполнен, третий экземпляр Акта выдается освидетельствуемому;

2) в случае, указанном в абзаце втором пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается освидетельствуемому (его законному или иному уполномоченному представителю), второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/5/doc_id/9407/release_id/55862/sec_id/294301/

Новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетних

Памятка. Мы против коррупции в здравоохранении НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГБУЗ «Брянский областной наркологический диспансер» 241006, г. Брянск, ул. Калинина, д.

177

  • Приёмная: +7 (4832) 66-43-10
  • Факс: +7 (4832) 66-43-10

Сайт: http://narko.brkmed.ru/ E-mail: narco2002@mail.

ru Структура и контакты Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями

  • Портал государственных медицинских услуг Брянской области

С 26 марта 2016 вступил в силу приказ МЗ РФ № 933н от 18.12.

2015 «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», который в основном отменяет действие приказа № 308.

Остаются действующими программы подготовки медицинского персонала по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения и предрейсовым, текущим и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

До 1 июня 2016 года продолжаем пользоваться прежними формами Акта для водителей и Протокола ф.155/у для остальной категории граждан. С 1 июня необходимо перейти на новую форму журнала и новую форму Акта ф.№307/у-05, которая будет единой (одинаковой) для всех граждан.

Как и раньше при заполнении Акта и Журнала персональные данные освидетельствуемого указываются на основании документа, удостоверяющего его личность, а при отсутствии такого документа – на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование.

Наличие документа, удостоверяющего личность, обязательно при самообращении, при мед. освидетельствовании по направлению работодателя или из центра занятости.

Остается прежним требование к оформлению Акта, как и раньше все пункты Акта должны заполняться разборчиво и отражать все предусмотренные пунктами Акта сведения. Записи в Акт вносятся на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета либо с применением печатающих устройств.

Нововведения:

1. Более четко  выделены категории граждан, в отношении которых проводится медицинское освидетельствование (прил. 1, п.5), среди которых заслуживают внимание несовершеннолетние:

  • до 15 лет хоть на алкогольное, хоть на наркотическое опьянение только на основании письменного согласия родителей или законного представителя.
  • старше 15 лет  может самостоятельно давать согласие только на установление алкогольного опьянения.
  • на наркотическое или иное токсическое опьянение до 18 лет только на основании письменного  согласия родителей и законного представителя.

2. Для всех категорий граждан теперь допустимая концентрация алкоголя в организме составляет 0,16 мг/л включительно.

3. Во всех случаях освидетельствование начинается с исследования выдыхаемого воздуха на  наличие алкоголя.

4. Технические средства измерения (алкометры), должны обеспечивать запись результатов на бумажном носителе. До сих пор данное требование было обязательным только для инспекторов ГИБДД.

5.  алкоголя должно указываться только в мг/л.

6. Если результат первого исследования выдыхаемого воздуха превышает 0,16 мг/л, то в обязательном порядке проводится второе исследование. Если ниже 0,16 – то не проводится.

7. Раньше интервал между исследованиями составлял строго 20 минут, теперь указан более свободный промежуток 15-20 минут.

8. Тест-полоски в рамках медицинского освидетельствования больше не используются никогда, ни для какой категории граждан.

9. Формулировок заключений всего три, причем одинаковые для всех и для водителей, и для не водителей:

1) установлено состояние опьянения; 2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

Формулировка «Факт употребления наркотического вещества или алкоголя» осталась в прошлом.

У всех водителей (это тот человек который пришел на медицинское освидетельствование в сопровождении и по направлению инспектора ГИБДД) независимо от показаний алкометра осуществляется отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования, которые должны осуществляться в 2 этапа предварительный и подтверждающий.

Предварительные химико-токсикологические исследования проводятся на месте отбора биологического объекта (мочи), в клинико-диагностической лаборатории или в химико-токсикологической лаборатории не позднее 2 часов с момента отбора биологического объекта (мочи).

Далее в случае обнаружения в пробе биологического объекта наркотических средств, психотропных веществ, проводится второй этап химико-токсикологического исследования подтверждающими методами.

Срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающие исследования, не должен превышать десяти рабочих дней с момента отбора биологического объекта (мочи).

Подтверждающие химико-токсикологические исследования проводятся в химико-токсикологических лабораториях наркологических диспансеров (наркологических больниц) или иных медицинских организаций.

Сроки проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не должны превышать трех рабочих дней с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию.

В этих случаях (когда биосреда отправляется в ХТЛ) как и раньше должностным лицам (инспектору ДПС, сотрудникам правоохранительных органов) выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача (фельдшера), справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, и медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).

Форма направления на ХТИ, справка о доставке в ХТИ остались прежними, утвержденными приказом МЗ РФ № 40 от 2006 года.

Водителю медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится как и раньше если при исследованиях выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя оба результата выше 0,16 мг/л или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (ниже 0,16 мг/л) и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Заключение выносится единолично тем же врачом или другим врачом, прошедшим программу подготовки, с указанием ФИО и сведений о прохождении им подготовки (дата, номер, на какой базе). Дополнительная подпись заместителя главного врача не требуется.

Акт подписывается теперь с двух сторон и печати также с двух сторон.

В отношении не водителей проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование отбирается  при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. Другими словами если есть клиника + два результата на наличие алкоголя свыше 0,16 мг/л, то выносится заключение о том, что «Состояние опьянения установлено».

Клинические признаки чтобы доктора содержатся в приложении № 2 к приказу № 933н и разделены на 3 основные группы: изменения психической деятельности, изменения вегетативно-сосудистых реакций, нарушения двигательной сферы.

Изменения психической деятельности

1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции. 2. Заторможенность, сонливость или возбуждение. 3. Эмоциональная неустойчивость.

4. Ускорение или замедление темпа мышления.

Изменения вегетативно-сосудистых реакций

1. Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз. 2. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых. 3. Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз. 4. Учащение или замедление дыхания. 5. Тахикардия или брадикардия. 6. Сужение или расширение зрачков.

7. Вялая реакция зрачков на свет.

Нарушения двигательной сферы

1. Двигательное возбуждение или заторможенность. 2. Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами. 3. Неустойчивость в позе Ромберга. 4. Ошибки при выполнении координаторных проб. 5. Тремор век и (или) языка, рук.

6. Нарушения речи в виде дизартрии.

На территории Российской Федерации медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими специальную программу подготовки по данному виду медицинской деятельности с 1988 года. Направлено на поддержание правопорядка в обществе. Является одним из основополагающих факторов в системе обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики травматизма при ДТП.

Министерство здравоохранения
Российской Федерации

  • Адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д.3
  • Телефон справочной службы: +7(495) 628-44-53, +7(495) 627-29-44
  • Многоканальный телефон: +7(495) 627-24-00
  • Телефон для информирования о факте регистрации обращений граждан: +7(495) 627-29-93
  • E-mail: info@rosminzdrav.ru
  • Сайт: www.rosminzdrav.ru

Департамент здравоохранения
Брянской области

  • Адрес: 241019, г. Брянск, пер. Осоавиахима, д. 3, корп. 1.
  • Контактный телефон: +7(4832) 74-21-47
  • Факс: +7(4832) 66-49-11
  • E-mail: dz@brkmed.ru
  • Сайт: www.brkmed.ru

Источник: https://narko.brkmed.ru/article/novyj-poryadok-provedeniya-medicinskogo-osvidetelstvovaniya-na-sostoyanie-opyaneniya/

Определен новый общий порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетних

Определен новый общий порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)

Общие положения

С 26 марта 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н “О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)” (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41390).

Действие приказа распространяется на все случаи проведения медицинских освидетельствований на состояние опьянения с единой формой акта медицинского освидетельствования.

Так, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный настоящим приказом определяет порядок освидетельствования:

1) лица, которое управляет транспортным средством;

2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;

4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения;

5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения;

6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения;

7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);

9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);

10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования.

Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.

Порядок проведения освидетельствования

Освидетельствование гражданина начинается с установления личности освидетельствуемого, она может быть установлена на основании документа, удостоверяющего личность, а при его отсутствии – на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лица.

После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном порядке.

Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 – 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.

При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится.

После проведения исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.

Такими клиническими признаками являются:

I. Изменения психической деятельности

1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.

2.

Заторможенность, сонливость или возбуждение.

3. Эмоциональная неустойчивость.

4. Ускорение или замедление темпа мышления.

II. Изменения вегетативно-сосудистых реакций

5. Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз.

6. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

7. Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

8. Учащение или замедление дыхания.

9. Тахикардия или брадикардия.

10. Сужение или расширение зрачков.

11. Вялая реакция зрачков на свет.

III. Нарушения двигательной сферы

12. Двигательное возбуждение или заторможенность.

13. Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

14. Неустойчивость в позе Ромберга.

15. Ошибки при выполнении координаторных проб.

16. Тремор век и (или) языка, рук.

17. Нарушения речи в виде дизартрии.

Таким образом, уполномоченный орган определил исчерпывающий перечень клинических признаков, свидетельствующих о нахождении лица в состоянии опьянения.

При медицинском освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

При медицинском освидетельствовании иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, указанных выше, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

Оформление результатов медицинского освидетельствования

На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования:

1) установлено состояние опьянения;

2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

Медицинское заключение “установлено состояние опьянения”:

1.      В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

2.

      В случае освидетельствования иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 “Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации”.

Медицинское заключение “состояние опьянения не установлено”:

1.      В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

2.

      В случае освидетельствования иных лиц при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

Медицинское заключение “от медицинского освидетельствования отказался”:

1 отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2 отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований;

3 фальсификации выдоха;

4 фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

Источник: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/item/9409130

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.