Экологический налог рф

Экологический налог РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор

Экологический налог рф

Министерство Финансов разработало проект поправок в Налоговом кодексе на введение экологического налога. На данный момент существует неналоговый платеж за негативное воздействие на окружающую среду.

Это правило регулируется законами об охране природы России и имеет признаки, похожие на налог. В связи с этим такой платеж можно внести в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Эта информация была опубликована на сайте нормативных актов.

Представители Министерства финансов считают, что такая плата в государственный бюджет является низкоэффективным неналоговым платежом. В связи с этим государство должно выделять средства на экологические госпрограммы из федерального или регионального бюджетов. В сообщении Минфина сказано, что экологический налог необходим, чтобы финансово обеспечить государственную политику по экологии.

В документе сказано, что ставка по экологическому налогу будет зависеть от тяжести нанесения вреда окружающей среде. В числе определяющих норм будут выбросы разных веществ в воздух, выбросы в воду, а также вывоз отходов производства и класс их опасности. Если правительство примет этот проект, тогда он начнет действовать с начала января 2021 года.

Ставка на плату за нанесение вреда экологии в данный момент прописана в законе об охране окружающей среды. Ее размер зависит от объема и массы загрязняющих веществ.

Правительство обсуждало «кодекс неналоговых платежей» не один раз. В начале текущего года Д.

Медведев дал поручение Министерству финансов, а также Министерству экономического развития разработать проект с конкретными предложениями.

Минфин предложил в апреле текущего года создать отдельную главу в Налоговом кодексе, где будут прописаны квазиналоговые платежи. К ним относятся экологический, курортный, утилизационный сборы.

Какие налоги относятся к экологическим?

В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

  1. Транспортный налог. В 2021 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  2. Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  3. Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  4. Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
  5. Земельный.

back to menu ↑

Порядок оплаты налогов за воздействие на окружающую среду

Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2021 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.

Расчёт денежной суммы экологического налога в 2021 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:

  1. Постановления Правительства РФ №344 от 2003 года, 12 июня.
  2. Постановления Правительства РФ №632 от 1992 года. Этим же документом руководствуются при заполнении налоговой декларации.

back to menu ↑

Как отчитываться за экологический сбор в 2021?

В январе 2021 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2021 год.

В данном письме было, в частности, сказано, […] Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2021 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).

При подаче в 2021 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год.

В 2021 году за отчетный 2021 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.

В 2021 году за отчетный 2021 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2021 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2021 г. N 1293). Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2021 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2021 год, и за 2021 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2021 год, и уплата экологического сбора за 2021 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2021 году экологический сбор за 2021 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации. Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2021 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р. […]

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

Источник: https://law-inside.ru/oplata/ekologicheskij-nalog-stavki-2018.html

Экологический налог в 2020: объект налогообложения, ставка, подача декларации, льготы

Экологический налог рф

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.

Экологический налог не уплачивают:

— бюджетные организации;

— организации — плательщики единого налога дляпроизводителей сельскохозяйственной продукции;

— плательщики, применяющие УСН.

 Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства .

Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации .

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются :

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,указанные в соответствующих разрешениях;

Примечание

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо получать при производстве выбросов от стационарных источников .

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

2)сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

3)хранение отходов производства;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
— хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

4)захоронение отходов производства;

Внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год;
— захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5)транспортировка по территории РеспубликиБеларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом(далее — транспортировка нефти и (или) НП).

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется исходя изфактических объемов :

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух.При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам(группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельныевещества. При общих суммарных объемах выбросов более 3 тонн в год налогомоблагается весь объем выбросов;

2) сбросов сточных вод, который осуществляетсяна основании разрешений на специальное водопользование или комплексныхприродоохранных разрешений;

3) отходов производства, подлежащих хранению. Если фактический объемнакопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, спревышения уплачивается налог;

4) отходов производства, подлежащих захоронению.Приобщем объеме захоронения более 50 тонн в год налог исчисляется с фактическогообъема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельностинаселения.

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .

На заметку
Субъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение .

Внимание!
Правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды, порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП .

Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах .

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на 2020 год установлены :

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух в приложении 4 к Указу N 503;

— за сброс сточных вод в приложении 5 к Указу N503;

— за захоронение, хранение отходов производствав приложении 6 к Указу N 503.

Ставка экологического налога за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 километров составляет 0,35 руб. .

Налоговые льготы

Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капвложений (за исключением капвложений, финансируемых из бюджета) в строительство, реконструкцию :

— газоочистных установок, установок поиспользованию возобновляемых источников энергии, а также в созданиеавтоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух;

— сооружений, установок и (или) устройств,предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработкиосадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

— собственниками отходов объектов хранения,объектов захоронения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованиюотходов.

Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты .

Налоговый период

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал .

Порядок исчисления размера экологического налога

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле :

Н= НБ x С x К,

где Н —сумма экологического налога;

НБ —налоговая база;

С — ставканалога;

К —понижающий коэффициент (при наличии оснований).

Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика :

1) ежеквартально исходя из фактических объемоввыбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;

2) раз в год исходя из годовых объемов выбросов,сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнениемфактических объемов по истечении отчетного года.

На заметку
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях, суммируются без разбивки на отдельные вещества .

Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле :

Н = НБ x С / 100,

где Н —сумма экологического налога;

НБ —налоговая база;

С — ставканалога.

Сроки подачи декларации по экологическому налогу

Налоговая декларация по экологическому налогуза выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходовпроизводства представляется:

1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов :

ежеквартально — тип декларации«квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего заотчетным кварталом;

2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях :

— единовременно — тип декларации«годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годоваяпо фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего заистекшим годом. Расчет представляется на основании фактических годовыхобъемов.

Владельцами объектов захоронения отходов налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .

За транспортировку нефти и (или) НПналоговая декларация представляется :

— за I — III кварталы — не позднее 20-гочисла месяца, следующего за истекшим кварталом;

— за IV квартал — не позднее 20 марта года,следующего за истекшим кварталом.

Внимание!
За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф на должностное лицо организации, ИП. За просрочку представления декларации до 3 рабочих дней должностному лицу организации и ИП может быть вынесено предупреждение .

Сроки уплаты экологического налога

Экологический налог уплачивается за выбросызагрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходовпроизводства:

1) исходя из фактических объемов :

ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетнымкварталом;

2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика :

один раз в год в размере исчисленнойсуммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

ежеквартально —не позднее 22-гочисла месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленнойгодовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшимотчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплаталибо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов владельцам объектов захоронения отдельным платежным поручением непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При неперечислении экологического налога в указанный срок собственники отходов производства уплачивают налог в 3-кратном размере. Владельцы объектов захоронения перечисляют в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов .

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом .

Обратите внимание!
За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, включая день уплаты налога .

Учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются :

— организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав;

— ИП в расходы, учитываемые при исчисленииподоходного налога.

В бухучете организаций экологический налог отражается проводками :

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начислениеналога для уплаты в бюджет;

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60(76) — сумма предъявленного к возмещению налога.

Суммы экологического налога за транспортировку нефти и (или) НПне включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внеррасходы, учитываемые при налогообложении .

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылкеВы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник: https://ilex.by/pamyatka-po-ekologicheskomu-nalogu/

������ ���������������������� �������������������� �������� ���������������� ���� �������������� ���� ������������

Экологический налог рф

������������������ ������������������ ������������ ���������� ���� ������������������ �� �������������������� �������������������� ������������ �������������� ������������ ������������������������������������������ ������������������ �������������������� �������������� �� ������������. �� ������������ �������������� ������ ���������������� ������������������ ����������������������, �������������������� ����������������������������, �� ���������� �������������������� �������� �� ����������. ���������� ���������������������� ���������� ������ ���������������������� ���������������� ���� �������� ������ ������������ ���������������� ���� 3 ���� 4,8 �������� ����������������, �������������� ���� ������������������ BCG. �� ������������������������ �������� ������������ �� 2022 ���� 2030 ������ �������������� �� 50 �������� ��������.

������ �������������������� ������������ ���������������� �������������������� �������������������� ����������, �� ������������������ ���� ���������������� ���������������� (CO2), �������������� �������������������� ������ �������� ���������������� ������������������������ �� ������������������������ ����������������. ���������������������� ���� ������������ ������������ ��������, ����������������, ������ ������������������������ ����������������, ���� �������� ����, ���� �������� ������������ �������������� ������������������������ �������������������������� �� ������������, ������ ���� ������������������������.

������������ �������������� �������������������� �������� ���������������������������� ������������ ������������������ ���������������� ����������������������.

���� �������� �������������� ���������� ���������������������������������� ������������ �������������������� ���� ���������������� ���� ������������ �������������� �� �������������������� ����������.

���������� �� �������������������� ������������������ ���������� ������������������������, ������ ������ �������������� ���������������������� ���������� ���� ���������� ���� ������������������ �������������� ���������� �� ������������ �� ���� ���������� �� �������������������� ���������������������� ��������.

�������������������������� ������������������ �� ������������ ������������ ���� �� ������.

���������������� �������������� ���� ���������������� ������������������, �������������� ������������������ ���������������� CO2, �������� ������������������������ ���������������������� ������������������, ���������������� �� ����, ������������������ �� ������������, ������ �� ����������.

���� ����������, ������ �������������������� ������������������ �������������� �� ������������, �������������� �� 2013 ��������, �������������� �������������������������������� �� ���� ���� �������� ����������������, �� ���������� �������������������������� �� ���������������������� ���������������������� ���������������������� ���������� ���� �������� ��������������. ������ �� 2020 �������� �� ������������ ���������������������� ������������ ������������������ ETS (���������� �������������������� ���������������� �������������� ���� �������������� �� ������������), ���������������� �������������� ������������ �� 2014 �������� ������ �������������������� ������������������ ����.

���������������� ������������ ���������� �������� ����������������������.

�� BCG ��������������, ������ �� �������������� ���������� ���������������������� ���� ���������� �������������������� ������������ �������������� CO2 (���������������������� ��������), ���������������������� ������������������������ ������������������ ����������������, ���� ������ �������� ���������� ���������� ������������ ������ �� 2021 ��������.

�� �������� �� �������������� ���������������� ���������������� ����������������������������, ������ �������� ������������ �� 2025 ��������, ���� ���������������������� ���������� ������ ������������ ��������������, �� �������� ���� �������������� CO2 ���������� ����������, ������ �� �������� ���������������������� �������������� ����������������.

������������������������ ���������� ���������������� �������������� ���� ���������������� �� ������������ ���������������� ����������������������������, �������������� ������������������������ �� ������������������������ ����������������������, ��������������, �� ��������������������������, – �� �������������� ���������� ������ ���� 40%. ������������������������������ ������������������ �������������� ���������������� �������������������� �� ���������������� ������������������, �� ���������� ������������������������ �������������� ������������������ (���������� �������������� �������������������� ���� 40-65%). ���� ������ �������� �������������������� ������������ ������������ ���� ������������ ���������������� ���� ������������������ ������, ���������� ���������� �� ���������������������� – �� ������������ �������������� ����-���� �������������� �������������� ���������������� �������� ��������������.

�� �������������� ���������������� ���������������� �������� ���������������������������� �������������� ������������������ ���������������� ���� ���������������� �������������������� �������� �� ������������ (���� �������������� ������������ ���������������� �� 2019 ��������) ���������������� 1,4-2,3 �������� ��������. �� ������������ �������� �� ���������� ���������� ���������������������� ������������ �� ������������������ �������������� CO2, ������ ������������ ���������������������������� ���������������� ���������� ���������� ���� ������������ �� ���� �� �������������� ���� 10-20%, ������ �������������� ���������������������� ���������� ������ ���������������������� ���� ���������������������� ������������, �� ������������ �������������� ������ �������������������� ������������. ���������� �� ������������ ���������� ������������������ �������������� ������������, �������� �� �������������� ���� ������.

���� ������������ ���� �������������������� 42% ���������������������� ����������������, ������ ������������ �������������������� ����������, ������ �� ��������������

���������������������� ���������������� ���������������������� ���������� ����������������������, ������ ���������� ��������������.

���������������� ���������������� ������������ ������������ ������������������, �������������� ���� ������������������������ ���������������� ���� ������������ �� �������������������������� COVID-19 (750 �������� ��������). ������������ �������� �� ������������ �� ����������������.

“���� ���������������� ���������������������� ���������� �������������������� �������������� �������������������� �� ���������������������� �������������� ��������������, ������ ������������”, – �������������� ������������������������ ������������ ������������������������ ������������ �� ���������������������� ���������������� �������� �� ������������ �� ������ ���������� ��������������������. �� ������ ���������� ������������, ������ �������������� �������������������������� �� ���������������� �������������������������� ��������������, ������������������������ �������������������������� �������������������� ��������������������������, �� ���������� �������������� ���������������������� ������������������ ���� ��������������������������������������, �������������� �������� ���������������� ������������������������������.

“������������ �������������������� ������������������ ���������������������� �������������� ���������� ���������������� CO2”, – �������������� ������������������������ ������������ ������������ ������������ ���������������������� ���������������� �������� ������������ ��������������. ���� ������ ������������,

�������������������� �������������������� �������������������������� �������������������� ���� ������������ ������������, �� ������������ ���������� ������������������������ ���������������� ������ ���������� �� ����������.

���� �������������������� ���������������������� �������� ������������, ������ ���������������� – ������ ���������� ��������, �� ������������, ���������������� ������������������������ �������������� �������������� �� �������������������������� ������������������ �� ������������������������ �������������������� ���������� ������������ ��������������������, ������������ ��������������.

Источник: https://rg.ru/2020/07/28/kak-evropejskij-uglerodnyj-sbor-povliiaet-na-eksport-iz-rossii.html

Особенности исчисления и уплаты экологического налога

Экологический налог рф

Экологический налог не является официальным термином для обозначения типа бюджетного платежа в законодательстве РФ.

В сущности, это словосочетание служит собирательным названием для целого комплекса начислений фискального характера и в данном значении употребляется в деловом обороте.

В частности, понятие экологического налога может служить для указания на экологический, утилизационный сбор, платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Вероятность включения экологического налога в состав требований НК РФ

Экологический налог и сбор в РФ — в чем отличия

Плата за негативное влияние на окружающую среду

Как в Беларуси применяют экологический налог

Вероятность включения экологического налога в состав требований НК РФ

Указанный термин пока не фигурирует ни в одном из нормативных актов. Соответственно, никакого правового статуса у обозначения «экологический налог» нет. Тем не менее некоторые специалисты считают, что фискальное обязательство с таким наименованием может появиться в российском законодательстве в ближайшие годы.

По некоторым оценкам, оно может стать неким приложением к транспортному налогу. В частности, во властных структурах всерьез обсуждалась возможность обложения собственников транспортных средств (ТС) в зависимости от степени негативного влияния ТС на окружающую среду.

Размер такого экологического налога зависел бы напрямую от технического состояния машины, и таким образом законодатели рассчитывали воздействовать с помощью фискальной нагрузки на собственников устаревшей техники, стимулируя их к покупке современных моделей.

В результате экологический налог, помимо наполнения казны, способствовал бы росту продаж автотехники и дал бы новый толчок развитию отечественных автозаводов.

На данный момент единого мнения по целесообразности подобных шагов нет. Идея косвенной поддержки посредством экологического налога российских автомобильных концернов и стимулирования таким образом объемов их реализации выглядит привлекательной и логичной.

Но нужно учитывать тот факт, что ряд собственников как новой, так и старой техники большую часть времени или постоянно могут не пользоваться ею. Не является редкостью ситуация, когда подержанный автомобиль играет роль дополнительного экземпляра и простаивает, а ежедневные выезды совершаются на современной технике.

Какого-либо негативного воздействия на атмосферу, землю или воду такие простаивающие авто не оказывают, но экологический налог уплачивать с них придется.

Экологический налог и сбор в РФ — в чем отличия

Официальный статус в РФ приобрело понятие «экологический сбор», которое установлено ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 после того, как были утверждены дополнения к этому закону (по ФЗ № 458 от 29.12.2014).

Хотя данный вид обязательств формирует поступления бюджета, к налогам его отнести нельзя. Под него подпадают компании, изготавливающие либо ввозящие из-за рубежа ценности, которые подлежат утилизации на территории РФ по истечении срока годности, вследствие порчи.

Это относительно новый вид бюджетных платежей, в связи с чем конкретная процедура взимания экологического сбора была установлена не так давно. В частности, с апреля 2016 года действует постановление Правительства РФ от 09.04.

2016 № 284, в котором приведен размер ставки в рублях за тонну утилизируемой продукции той или иной категории.

Исходя из норм закона, она должна соответствовать средним затратам на накопление, транспортировку и переработку единицы утратившего свои потребительские свойства продукта.

Срок уплаты экологического сбора с 2017 года установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 08.10.

2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» вместе с «Правилами взимания экологического сбора»).

Деятельность специализированных фирм, для которых основным направлением бизнеса станет переработка испорченных продуктов, в обязательном порядке лицензируется.

Ресурсы, сформировавшиеся в бюджете федерального уровня в результате поступления указанного сбора, будут использованы в формате субсидий на следующие нужды:

  • участие в финансировании в регионах РФ экологических программ по улучшению процедуры работы с отходами;
  • покрытие расходов субъектов, связанных с переработкой испорченных изделий.

Из вышесказанного видно, что между экологическим налогом и экологическим сбором есть существенная разница:

  • если информацию о налоге планируется включить непосредственно в текст НК РФ, то порядок начисления и взимания сбора регулируется отдельными законами и подзаконными актами;
  • хотя средства обоих платежей направляются в бюджет, в первом случае они классифицируются как налоговые поступления, во втором — как прочие бюджетные поступления;
  • если использование экологического налога предполагается по разнообразным направлениям, то для использования сбора доступна строго определенная статья.

Плата за негативное влияние на окружающую среду

Еще одним «синонимом» определения «экологический налог» выступает плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В отличие от сбора, описанного в предыдущем разделе, такая плата применяется уже достаточно длительное время.

В качестве основного законодательного акта по данному бюджетному обязательству выступает закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002.

Данный сбор также относится к неналоговой части бюджетных поступлений. Дословно его определяют как «публично-правовой платеж», по своей сути схожий с категорией фискальных сборов. Именно такое толкование содержится в определении Конституционного суда РФ № 284-О от 10.12.2002.

Субъектами, подпадающими под данный сбор, являются отечественные и зарубежные организации, имеющие бизнес на территории РФ в области природопользования. Кроме того, в категорию его плательщиков следует отнести компании, которые арендуют оборудование, негативно влияющее на природные объекты.

Исчисление суммы к уплате производится на основании постановлений Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 и № 344 от 12.06.2003.

Очень важно учитывать в процессе расчетов с 2016 года постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 со специальными коэффициентами к текущим ставкам данного платежа.

Для субъектов, не относящихся к малым и средним предприятиям, действует правило внесения ежеквартальных авансовых платежей до 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Налоговый период — год, полный расчет по данным обязательствам необходимо сделать до 1 марта года, следующего за отчетным.

Надзор за своевременностью и правильностью погашения данных сборов осуществляет Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

Получается, что оба описанных вида сборов, строго говоря, не являются налоговыми платежами и существенно отличаются по содержанию от экологического налога.

Как в Беларуси применяют экологический налог

В отличие от отечественной практики, в законодательстве ближнего зарубежья существует и используется на практике четко закрепленный термин экологического налога. Речь идет о Республике Беларусь (РБ). Российским специалистам опыт реализации взимания подобных выплат может показаться довольно интересным и поучительным.

Для белорусов экологический налог является строго налоговым обязательством, в полной мере соответствующим всем необходимым для этого критериям. Все аспекты, касающиеся определения базы, ставок, расчета и уплаты экологического налога включены в положения НК РБ.

В качестве субъектов, которые обязаны его платить, указаны частные предприниматели и юридические лица, также владельцы производственных отходов, проводящие их захоронение.

Элементами, входящими в состав базы обложения экологическим налогом, выступают:

  • объем загрязнения воздуха;
  • суммарное загрязнение воды;
  • объем подлежащих захоронению веществ, в том числе на складах;
  • импорт товаров и веществ с составом, который способен причинить вред озоновому слою.

Ставки, которые взимаются по экологическому налогу, вводятся по каждому из перечисленных элементов. Для выбросов в воздушную среду они зависят от класса токсичности веществ. Однако если достоверно его определить не удается, начисление экологического налога не производится совсем.

Для объемов сброса в водную среду размер экологического налога определяется типом загрязняемого водоема. Для водотоков он ниже, для водоемов, подземных вод, загрязняемых в процессе орошения земель, соответственно, выше. Дороже всего обойдется плательщику попадание вредных веществ в недра.

По утилизации и хранению отходов предусмотрены различные ставки экологического налога, их градация зависит от класса отходов.

Кроме того, экологический налог взимается за ввоз в республику озоноразрушающих веществ.

С 2017 года будут повышаться ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Так, ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличится на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%

Порядок вычисления налога, расчетный период, крайний срок уплаты

Для большинства платежей, помимо ввоза разрушающих озон веществ, установлен налоговый период 1 квартал. Отчитаться же плательщик должен не позднее 20-го числа после завершения квартала. Отчетность по налогу за складирование производственных отходов необходимо подать до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло начисление налога.

Уплата налога с захоронения вредных веществ (исключая те, что содержат озоноразрушающие вещества) должна происходить до 22-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Погашение задолженности по налогу при ввозе продуктов, содержащих разрушающие озон вещества, должно производиться до пересечения ими границы.

Уплата налога фирмами, которые владеют сооружениями, предназначенными для захоронения вредных отходов, производится в строгой зависимости от объемов средств, перечисляемых фирмам за данные услуги. Все суммы, уплаченные за загрязнение атмосферы, водных ресурсов, захоронение производственных отходов, включаются в затраты компании по основной деятельности.

Расчет экологического налога заключается в перемножении объекта обложения на ставку, установленную для данной категории веществ. База для начисления складывается путем суммирования показателей по каждому типу загрязнения в зависимости от той категории, к которой он относится.

Разбивка по конкретным наименованиям отходов при этом не производится. Если итоговая цифра при этом будет ниже 3 тонн, никаких платежей можно не производить. Декларацию при этом также разрешается не формировать и не сдавать.

Специалисты склонны полагать, что наработки, сформированные в ходе применения данного налога в Беларуси, могут подойти и для РФ.

***

Хотя именно экологических налогов в РФ нет, существует несколько видов сборов, которые, в сущности, выполняют схожую функцию. При этом они не относятся к налоговым платежам: это плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор.

Первая расходуется на строго определенные цели, направления использования второго более разнообразны. Кроме того, в РФ обсуждается возможность введения экологического налога на транспорт, который будет зависеть от уровня выбросов автомобиля.

В результате основная нагрузка падет на владельцев старых автомобилей. Итогом должно стать пополнение бюджета и ускорение обновления парка автомобилей частных лиц.

В то же время, с учетом возможности простоя автомобиля и его неиспользования в течение длительного времени, справедливость подобных платежей остается под большим вопросом. В связи с этим дальше обсуждения данный вопрос пока не продвинулся.

Для внедрения единого налога, связанного с загрязнением природы, можно использовать опыт Беларуси, это уже применяется. Наработки соседей интересны при разработке аналогичного налога в РФ, к тому же результаты РБ более чем убедительны.

Так можно существенно пополнить бюджет, получив дополнительные средства на различные нужды, включая профилактику загрязнения окружающей среды и улучшение экологической ситуации в ряде регионов.

Однако на данный момент каких-либо решений в данной сфере не предвидится.

Источник: https://okbuh.ru/ekologicheskij-nalog/osobennosti-ischisleniya-i-uplaty-ekologicheskogo-naloga

Плата за воздух: россиян ждет новый налог

Экологический налог рф

Министерство финансов РФ предлагает ввести экологический налог взамен взимаемой сегодня платы за негативное воздействие на окружающую среду. Налоговые ставки предлагается установить по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Минфин России предлагает ввести экологический налог. Новой одноименной главой Налоговый кодекс может пополниться уже с 2020 года, говорится в материалах к законопроекту, опубликованному на сайте проектов нормативных правовых актов. Предполагается, что изменения вступят в законную силу с 1 января того же года.

Согласно сводному отчету к проекту закона, министерство предлагает ввести «экологический налог взамен действующего в настоящее время неналогового платежа — платы за негативное воздействие на окружающую среду». Минфин признал этот механизм неэффективным.

Объектом налогообложения признается негативное воздействие в результате выброса в атмосферный воздух, сброса в водные объекты сточных вод загрязняющих веществ, а также образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

«Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды», — говорится в законопроекте.

Налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

«При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы», — говорится в проекте закона.

Как уже было сказано, также налог будет взиматься и в случае мусора. Согласно размещенному к обсуждению документу, при образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы.

«Международный опыт в соответствующих сферах деятельности: в ряде стран платежи за загрязнение окружающей среды взимаются в виде налогового платежа», — добавляется в сводном отчете к проекту закона.

При этом предлагаемые изменения в Налоговый кодекс РФ устанавливают налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Новации по экологическому налогу должны стать частью более глобальных изменений. Ранее правительство обещало реформу всех неналоговых платежей. Должен быть составлен специальный реестр таких сборов, а часть из них переведена в налоги и включена в Налоговый кодекс.
В мае этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития проработать до 1 сентября вопрос о неналоговых платежах и обеспечить баланс частных и публичных интересах.

«Минфину России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в правительство России проект федерального закона, предусматривающий включение в Налоговый кодекс России неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер», — сказано в поручении.

Также отмечается необходимость внести изменения в федеральные законы, регламентирующие подобные платежи, и установить переходные положения в отношении мер за их неуплату.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин ранее в интервью «Газете.

Ru» рассказывал, что у бизнеса есть список из 70 с лишним платежей, и есть версии Минэкономразвития и Минфина, в которых около 50 платежей, и итоговый перечень еще предстоит согласовать.

«Для бизнеса включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс дает плюс в том, что это высокий уровень законодательства. А минус в том, что сейчас за неуплату этих неналоговых платежей грозит только административное наказание.

Но если они попадут в Налоговый кодекс, наказание станет уголовное. Поэтому нам важно посмотреть, а являются ли эти платежи налогами, как нас убеждают некоторые наши оппоненты. Например, экологический сбор, утилизационный, «Платон» и так далее, когда их вводили, говорили о сугубо целевом характере этих взносов», — говорил Шохин.

дня. Банки обвинили в увеличении дохода «хищническими» методами

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/40557294-plata-za-vozduh-rossiyan-zhdet-novyy-nalog/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.